Встречают по одежке: как внешность определяет успех
Почему тем, кто выглядит «неправильно», так трудно добиться места под солнцем?
ЛидерствоЧто определяет настоящего лидера? Ответов на этот вопрос может быть бесконечное множество. И, согласитесь, подавляющее большинство вариантов будет касаться внутренней составляющей человека — его характера, привычек, стремлений. Основатель аналитического Центра инноваций в сфере талантов Сильвия Энн Хьюлетт считает, что в этом есть доля лукавства. Лидера не только встречают по одежке, от этого во многом зависит и его уверенность в себе, и степень влияния, и доверие. В книге «Облик лидера», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», Сильвия рассуждает о связи внешнего вида и успеха и дает практические советы.
Когда на годовщине свадьбы общих друзей я познакомилась с Д’Арми Бэйли, он произвел на меня огромное впечатление и заинтриговал. Этот человек излучал энергию и обаяние. Спустя несколько недель мы встретились за кофе, и я многое от него узнала. Живущий в Мемфисе юрист и в прошлом судья, Бэйли начинал как активный борец за права человека. На протяжении своей весьма примечательной жизни он вел судебные процессы и выносил решения по громким делам, написал две книги и основал Национальный музей гражданских прав в Мемфисе.
Стройный, подтянутый и безукоризненно одетый, он смотрелся невероятно молодо. Я была в замешательстве и спросила у него: «Как вам — человеку, который шагал рядом с Мартином Лютером Кингом, — удается выглядеть максимум на 49 лет?»
«Я сделал три пластические операции, — невозмутимо признался он. — Подтяжку лба, подтяжку лица и еще убрал мешки под глазами».
Я открыла рот и даже пролила кофе.
При виде моего изумления Бэйли рассмеялся и воскликнул, нисколько не оправдываясь: «Почему бы мне и не выглядеть как можно лучше? Я не хочу выбрасывать белый флаг!» И продолжил объяснение: он давно понял, что есть связь между тем, чтобы выглядеть привлекательно и считаться полным сил. «Подтяжка лица и красивые зубы не только делают человека моложе, но также говорят о том, что он уверен в себе и надежен. Таким образом я внушаю больше доверия и клиентам, и судьям. Поймите меня правильно, я выигрываю дела вовсе не благодаря внешности, но, когда я выгляжу уверенным в себе, я и впрямь чувствую уверенность, и она передается окружающим».
Киша Смит (на момент нашего с ней интервью бывшая исполнительным директором и соруководителем подразделения по повышению квалификации сотрудников банка Morgan Stanley, а сейчас работающая в медиахолдинге News Corporation) рассказала, что нашла свой неповторимый стиль совершенно случайно. Неудачно покрасив волосы, она побрила голову — и результат ей понравился.
Высокая, с широко расставленными глазами и ослепительной улыбкой — такого руководителя нельзя не заметить; но при этом лысая афроамериканка на руководящей должности в компании из списка Fortune 500 — такого лидера нельзя забыть. И дело не столько в бритой голове, сколько в том, что за этим стоит: чернокожая Киша чувствует себя совершенно непринужденно.
Д’Арми Бэйли и Киша Смит в какой-то мере символизируют современное отношение к внешности. Семидесятилетний юрист открыто говорит о том, как пластическая хирургия повышает его шансы остаться в профессии, а 40-летняя руководительница бреется наголо, что лишь усиливает ее авторитетность. Но о чем это говорит — о новой свободе или о новых ограничениях?
На первый взгляд, данные нашего центра вроде бы свидетельствуют, что внешний вид не так уж и важен: 67% опрошенных топ-менеджеров считают, что ключевая характеристика облика лидера — авторитетность, 28% отметили, что в основе всего лежат навыки коммуникации, и лишь 5% думают, что самое важное — это внешний вид. Но наши качественные данные говорят: обычно внешний вид — фильтр, через который окружающие оценивают вашу авторитетность и коммуникативные навыки. Это объясняет, почему перспективные, относительно молодые работники часто выпадают из соревнования за ключевые посты и продвижение по служебной лестнице: они просто не выглядят так, как подобает. Другими словами, подойдите к вопросу внешнего вида неправильно — и вас вычеркнут из списка.
Конечно, одного-единственного «правильного» облика не существует. В то же время, на основе серии глубоких качественных исследований, мы можем предложить соображения отдельных руководителей, работающих на разных позициях и в различных отраслях.
Подчеркните свои сильные стороны
Потрясающая актриса Оливия Уайлд рассказывает, как в начале карьеры отправилась было на прослушивание в брюках и толстом кашемировом свитере с высоким воротом. Ее руководительница остановила девушку на выходе. «Оливия, что ты делаешь? — воскликнула она. — Ты не должна такое носить! Тебе нужно что-то облегающее и сексуальное!» Уайлд была потрясена: как серьезная актриса, уверенная в своем мастерстве, она хотела, чтобы зрители концентрировались на ее работе, а не на физических данных. Наставница терпеливо выслушала объяснения, понимающе покивала, а затем объяснила Оливии, что та неправа: «Похвально, что ты не хочешь делать ставку на одну лишь сексуальность, но с твоими формами смешно прятать их, когда идешь на прослушивание. Это говорит о нехватке самосознания, даже о незрелости». Уайлд согласилась, и прослушивание оказалось успешным.
Дело не в том, чтобы выглядеть хорошо, а в том, чтобы выглядеть уместно в глазах своей аудитории
Представительница биофармацевтической фирмы Bristol-Myers Squibb была вынуждена отослать домой сотрудницу, которая приехала на презентацию в госпитале Принстона (штат Нью-Джерси) в открытом платье без рукавов и босоножках. «Мы отправляемся на встречу с профессионалами, которые принимают жизненно важные решения. И они вряд ли поверят, что дама, вырядившаяся как на пикник, осознает всю важность их миссии», — пояснила она свою позицию. Вспоминая об этом и похожих инцидентах, собеседница сказала мне: «Я обнаружила, что люди сплошь и рядом просто не думают ни о ком, кроме себя самих».
Не снимайте костюм, чтобы не выходить из образа
Одна моя коллега рассказывает, что ее босс вешает пиджак на дверь внутри своего кабинета — держит его наготове на тот случай, если ему вдруг понадобится произвести впечатление на клиента или своего начальника. Это провальная стратегия, и вот почему. Во-первых, не всегда знаешь, на кого именно из тех, с кем ты встретился, стоит производить впечатление, и не всегда можно предугадать, когда и где ты с ними столкнешься. Во-вторых, авторитетность — это не то, что можно повесить на гвоздик и надевать когда вздумается. Время от времени набрасывая пиджак, вряд ли кого-то одурачишь. Для того чтобы работать лучше и самому тоже становиться лучше, вы должны стремиться как можно лучше выглядеть, а это зависит от продуманности и внимания к деталям. Это не столько действие, сколько образ мыслей. Так что приходите в офис в пиджаке и не снимайте его, пока не вернетесь домой.
Не дайте побрякушкам заглушить вас
«Звякающие и брякающие украшения — не самый лучший выбор, когда нужно сделать презентацию, — сказала мне в беседе Линда Хубер. — Они сами по себе привлекают внимание присутствующих, отвлекая их от смысла вашей речи».
Обеспечьте себе больше свободы действий
Основное в облике лидера — вызывать у окружающих доверие и уверенность. Как только это у вас получилось, можете начинать играть с дресс-кодом и даже изобрести свой собственный. Стив Джобс, скажем, начинал не с 50 черных водолазок; этот знаковый образ («Мысли не как все, одевайся не как все») возник, лишь когда он добился исключительного успеха. В битве конформизма и аутентичности в итоге должны победить вы сами — возможно, не сразу как только устроитесь на работу, а позднее, когда получите какое-то превосходство в положении. Возьмите этот барьер. Создайте себе реноме, заслужите доверие и уважение окружающих. А потом устанавливайте свои собственные правила.
Читайте подробнее о книге «Облик лидера» в базе «Идеономики».