€ 95.62
$ 89.10
Исследование: почему погоня за счастьем — плохая идея

Исследование: почему погоня за счастьем — плохая идея

Ученые считают, что чем сильнее люди жаждут счастья, тем меньше удовольствия получают от жизни

Саморазвитие
Фото: Futurity.org

Как вы себе представляете погоню за счастьем?

Для многих это безжалостное путешествие, и чем больше усилий вы прикладываете, тем меньше получается. Вспомните эпизод из вдохновляющих мемуаров Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби», в котором она делится советами своего гуру. «Счастье — это результат личных усилий. Вы сражаетесь за него, боретесь, настаиваете, а иногда даже путешествуете по миру в его поисках, — пишет она. — Вы должны неутомимо работать над воплощением того, что считаете благом для себя. И как только вы достигнете состояния счастья, нужно приложить огромные усилия, чтобы всегда плыть вверх по этому счастью, чтобы оставаться на плаву. Если вы этого не сделаете, ваше удовлетворение утечет сквозь пальцы».

Возможно, кому-то такой метод подходит, но последние научные исследования показывают, что он также может иметь серьезные негативные последствия для многих людей — например, чувства стресса, одиночества и личной неудачи. Согласно этой точке зрения, счастье лучше всего рассматривать как пугливую птицу: чем сильнее вы стремитесь ее поймать, тем дальше она улетает.

Эти результаты помогают объяснить знакомый стресс и разочарование, которые некоторые люди испытывают в особые дни, такие как день рождения, канун Рождества или Нового года. Но они также помогают дать полезные рекомендации по определению жизненных целей.

Самопомощь или самоподдержка?

Айрис Маусс, которая сейчас работает в Калифорнийском университете в Беркли, была одним из первых психологов, кто исследовал эту идею с научной точки зрения.

Она вдохновилась огромным объемом книг по самопомощи, которые были опубликованы в США в последние пару десятилетий. Во многих из них счастье представляется как непременное условие существования. «Куда ни глянь, везде книги о том, как счастье полезно для вас, и что вы должны становиться счастливее, это своего рода обязанность», — говорит она. Но разве все это не настраивает людей на разочарование?

«Из-за этого люди могут устанавливать очень высокие стандарты собственного счастья: они думают, что должны быть счастливы все время или быть чрезвычайно счастливыми, и это заставляет людей чувствовать разочарование, что им не удается этого достичь — и может иметь разрушительные последствия».

Она также задумалась, может ли простой вопрос — насколько я счастлив? — подавлять чувства, которые вы пытаетесь развивать.

Работая с Майей Тамир, Николь Савино и Крейгом Андерсоном, Маусс проверила эту идею с помощью серии исследований. В подробном опроснике участникам предлагалось оценить такие высказывания:

  • То, насколько я счастлив(а) в любой момент, многое говорит о том, насколько достойна моя жизнь.
  • Чтобы жить осмысленно, я должен (должна) чувствовать себя счастливым(ой) большую часть времени.
  • Я оцениваю события в жизни по тому, насколько они влияют на мое личное счастье.

Как и ожидалось, команда обнаружила, что чем сильнее участники выражали эти настроения, тем меньше они были довольны своей текущей жизнью.

Картина осложнялась обстоятельствами участников. Скажем, для людей, которые недавно пережили стрессовые события, такие как тяжелая утрата, отношение к счастью не имело никакого значения. Поэтому желание быть счастливым не обязательно заставит вас чувствовать себя хуже, когда вам действительно тяжело, но оно может подавить удовлетворенность, которая естественным образом возникает в хорошие времена.

Следующим шагом Маусс и ее коллеги выяснили, смогут ли они манипулировать отношением людей, чтобы изменить их счастье в краткосрочной перспективе. Для этого они попросили половину участников прочитать выдуманную газетную статью, в которой подчеркивалась важность счастья, а контрольная группа прочитала аналогичную статью о преимуществах «здравого смысла», без упоминания эмоций. Затем команда попросила участников посмотреть душевный фильм о победе на Олимпиаде и расспросила об их чувствах.

И снова они отметили ироничный эффект: фильм в меньшей степени поддерживал позитивное настроение у людей, которых подталкивали к жажде большего счастья, по сравнению с людьми, которые читали нейтральную статью.

Кажется, что участники прочитали о счастье и сделали вывод, что «должны» его чувствовать, наблюдая за чем-то оптимистичным и обнадеживающим, и поэтому они постоянно задавались вопросом о своих чувствах. И когда их настоящие чувства не совпали с ожиданиями по окончанию фильма, они чувствовали себя разочарованными, а не воодушевленными.

Вы, возможно, переживали это во время крупных событий, таких как свадьба или дорогостоящее путешествие: чем больше вы хотели наслаждаться каждым моментом, тем меньше это происходило, между тем как не особенно ожидаемое путешествие куда-то по соседству могло оказаться куда более позитивным. Исследования Маусс показывают, что это может относиться ко многим другим областям жизни.

Маусс показала, что стремление к счастью может также усилить чувство одиночества и разобщенности — возможно, потому, что это заставляет сосредоточить внимание на себе и своих собственных чувствах, а не ценить окружающих людей. «Фокусировка на себе заставляет меня меньше общаться с другими людьми, и судить о других людях более негативно, если я чувствую, что они «портят» мое счастье».

Подобные эффекты на этом не заканчиваются. Ранее Сэм Маглио из Университета Торонто и Аекюнг Ким из Университета Ратгерс нашли другой вариант, при котором сознательное стремление к счастью может вести к неприятным последствиям: оно побуждает нас чувствовать, что время ускользает.

Как и Маусс, Маглио и Ким использовали ряд исследований, чтобы определить причинный эффект, в том числе анкеты и опросники. В одном из их исследований участников попросили перечислить 10 вещей, которые сделают их счастливыми (что-то простое, например, проводить несколько часов в неделю с семьей). Но вместо того, чтобы вызывать чувство оптимизма по поводу будущего, это вызывало у участников стресс из-за ограниченного количества времени на все эти дела, и в результате они были менее счастливы. Результат был противоположным, когда они просто перечисляли что-то, что делало их счастливыми на текущий момент, – проблему создавало именно желание усилить свое счастье.

Проблема, говорит Маглио, в том, что счастье — это некая туманная и неясная цель. Очень трудно почувствовать, что ты достигаешь максимального счастья, и даже если ты чувствуешь удовлетворенность, ты хочешь продлить эти чувства. Всегда есть чем заняться. «Счастье превращается из чего-то приятного, чем я могу наслаждаться прямо сейчас, во что-то обременительное, над чем нужно работать снова и снова, снова и снова», — говорит Маглио.

Помните описание Элизабет Гилберт о «могущественном стремлении постоянно плыть вверх по этому счастью, оставаться на плаву» в «Ешь, молись, люби»? Это именно тот тип мышления, который, согласно исследованиям Маглио, на самом деле делает нас менее счастливыми.

Эти результаты не следует воспринимать как повод не лечить серьезные психические расстройства, такие как депрессия: при наличии клинических проблем всегда лучше обратиться за профессиональной помощью. И Маглио утверждает, что полученные данные не служат причиной для того, чтобы избегать важных жизненных решений, которые действительно могли бы улучшить ваше благополучие, таких как уход от партнера, совершившего насилие. Иногда действительно нужно сосредоточиться на немедленном счастье.

Однако, если у вас нет серьезных жизненных проблем, эти эффекты могут побудить к переосмыслению своего отношения и поведения. Маглио отмечает, что в социальных сетях мы видим нарисованную жизнь других людей, что потенциально увеличивает наше желание жить более счастливой и более захватывающей жизнью. Он думает, что мы были бы счастливее, если бы не позволяли другим определять стандарты хорошей и значимой жизни.

«Если вы постоянно видите друга в каком-то экзотическом месте или на изысканном ужине, вы можете подумать, что другие люди счастливее вас — и снова запустить этот цикл погони за счастьем, — говорит Маглио. — Я определенно думаю, что это стремление к счастью возрастает в наши дни».

По замечанию Маусс, многие исследования показали, что люди, которые скорее смиряются с негативными чувствами, вместо того, чтобы постоянно бороться с ними, в действительности оказываются более удовлетворенными своей жизнью в долгосрочной перспективе. «Когда вы стремитесь быть счастливыми, вы можете осуждать и не принимать негативные аспекты своей жизни… вы почти ругаете себя за чувства, несовместимые со счастьем», — говорит она. По этим причинам она советует придерживаться более стойкого отношения к жизненным взлетам и падениям, воспринимая плохие чувства как мимолетные события, а не пытаясь полностью их устранить.

Ни в коем случае нельзя отрицать, что некоторые маленькие уловки — такие как ведение «дневника благодарности» и практика доброты по отношению к другим, — действительно улучшают самочувствие, особенно если они заставляют вас признать свою удовлетворенность здесь и сейчас. Но не ожидайте резкого, немедленного подъема настроения и постарайтесь не задавать вопросов о том, как вы себя чувствуете.

Счастье — как пугливое животное. Как только вы перестанете гоняться за ним, в один прекрасный момент вы обнаружите, что оно появилось само по себе.  

Источник

Свежие материалы