Как справиться с адовыми задачами

Как справиться с адовыми задачами

Используйте принципы кайдзен, советует журналист и писатель Максим Котин

Саморазвитие
Картина A Balloon Site, Coventry. Лора Найт

Автор бизнес-бестселлеров «Чичваркин Е…гений», «И ботаники делают бизнес» Максим Котин пишет новую книгу об истории компании «Параграф» — первого стартапа из России, покорившего мир. В этой колонке он делится своими соображениями о том, как справляться с трудными и очень масштабными задачами.

Пока я допиливаю последние абзацы в новой главе, хочу поделиться с вами методом, который помогает справляться с адовыми задачами. Написание документальной книги — как раз одна из таких. Книги вообще — дело непростое, которое тянется месяцами, если не годами. Ну а нон-фикшн еще похлеще какого-нибудь романа будет. Прежде чем что-нибудь написать, нужно сначала собрать, систематизировать и осмыслить тонну информации, а потом еще и не забыть ее верно изложить.

Десять лет назад я провел со Степаном Пачиковым, героем книги о «Параграфе», две недели, записав много часов интервью. Но для книги этого мало, и за последний год только с ним мы провели десятки часов дополнительных интервью. Чтобы история получилась правдивой и богатой деталями, нужны также свидетельства других участников событий. Я уже опросил дюжину очевидцев. Но еще больше предстоит опросить. Наконец, имеется архив Пачикова из 238 документов, который еще предстоит разобрать до конца. Не говоря уже о книгах — исследованиях и мемуарах на заданную тему. Как все это объять, успеть, свести воедино? Мне помогает один простой принцип.

Впервые я познакомился с ним, когда моя жена взялась учить меня основам рисунка (она художник, и была идея, что мне полезно научиться видеть мир не только текстами, но и визуальными образами). Я узнал, что, делая, например, портрет, художники никогда не пишут его последовательно — сначала ухо, потом подбородок, затем нос. Художники пишут портрет сразу целиком. Главный принцип — в любой момент времени картина должна быть законченной. Мазнул там пятно, тут, раз-раз — еще черт лица или предметов натюрморта толком и не разглядишь, а уже более-менее законченное художественное пространство создано.

Позже я обнаружил, что такой же по сути принцип лежит в основе японской управленческой системы кайдзен — а заодно и нового американского подхода к построению бизнеса с нуля (он же в основе всяких там lean-стартапов, MVP и agile-разработки).

Вкратце идея такая: вместо того, чтобы пытаться создать все блоки конечного продукта и потом собрать их воедино в общую систему и выпустить в мир, лучше как можно быстрее сделать что-то простое, но работающее, опубликовать-обнародовать, а потом уже совершенствовать и усложнять. 

Вот такому принципу я и следую в работе над книгой. Сразу, конечно, все 400-500 тысяч знаков рукописи не напишешь. Но при этом каждую главу я пишу, исходя из своего текущего понимания истории. Так, чтобы она выглядела абсолютно законченной и логичной.

По мере сбора информации я не только делаю новые главы, но и возвращаюсь назад, дополняя, детализируя и «усложняя» то, что уже было написано прежде. Иногда приходится что-то и сильно переписывать. Но мне в общем-то не лень. Просто я считаю, что по-другому тут ничего путного и не получится. Если бы я ждал окончания сбора всей информации, чтобы начать работу над рукописью, книга, наверное, никогда не была бы написана. Кроме того, иногда, только написав главу, ты начинаешь понимать, чего тебе в ней не хватает — и что нужно еще узнать, у кого спросить, где почитать.

Кстати, этому же принципу — «в любой момент времени работа должна выглядеть законченной», — я часто следую и в быту при реализации адовых проектов. Например, ремонт в квартире — проект безусловно адовый. И если мне надо покрасить стены и за один присест не управиться, то я не бросаю работу где придется. Я стараюсь сделать так, чтобы свежепокрашенный кусок выглядел логично, а край получился ровным. Чтобы все выглядело так, будто работа не была брошена на полпути — а просто именно таким образом все и задумано, и может, так и останется навсегда.

С точки зрения трудозатрат разницы — почти никакой. С точки зрения удовольствия от работы — разница колоссальная. Если следовать этому принципу, то и адовая задача начинается казаться вполне себе посильной.

Она ведь уже закончена.

Свежие материалы