Весь день впереди: как управлять прокрастинацией
Автор Fast Company Аниса Пурбасари Хортон рассказывает, что со склонностью к промедлению вовсе не обязательно бороться — ее можно обернуть себе на пользу
СаморазвитиеБольшинство из нас так или иначе занимаются прокрастинацией. Я называю себя избирательным прокрастинатором. Есть задачи, которые я могу без проблем начать и завершить заблаговременно, а есть другие, которые, как бы я ни старалась (или как бы рано ни начинала), остаются не выполненными до самого крайнего срока. Налоговые декларации, я о вас помню.
Что касается работы, я заметила, что всегда заканчиваю тексты незадолго до дедлайна, оставляя себе немного времени, чтобы внимательно обдумать проект и, возможно, что-то улучшить на свежую голову. Я также заметила, что всегда откладываю несрочные задачи в пользу насущных. В конечном счете я трачу много кусочков рабочего дня на Twitter, Slack и просмотр новостных веб-сайтов. Конечно, отчасти это моя работа, но, по правде говоря, я провожу немало времени то тут, то там, прокрастинируя.
Мне хотелось изменить эту привычку, но я знала, что ничего не выйдет, если я попытаюсь использовать ограничительные методы, такие как распределение времени по блокам или техника помодоро. Так что вместо этого я решила попробовать «управлять» своей прокрастинацией. Вот, что я сделала.
Расписание прокрастинации
Профессор Стэнфорда Джон Перри придумал термин «структурированная прокрастинация». Идея состоит в том, что люди прокрастинируют, занимаясь менее важными делами из списка, поэтому Перри предлагает обмануть себя, переместив важные задачи в конец списка, а менее важные — в его начало. Таким образом, когда мы прокрастинируем, мы фактически выполняем самые важные задачи. К сожалению, для меня прокрастинация обычно связана с выполнением задач, которые не обозначены в списке дел, поэтому я знала, что этот метод не сработает.
Я также думала о том, чтобы позволять себе прокрастинировать всякий раз, когда мне хочется, как попыталась сделать моя коллега Лидия Дишман в 2014 году, но я ведь и так это делаю, и это не работает.
Потратив время на изучение проблем проволочек, я остановилась на методе, предложенном гуру привычек Чарльзом Дахиггом. В видео Big Think Дахигг предположил, что вместо отрицания своего желания проверить Facebook, которое приводит только к снижению производительности, когда соблазн становится слишком сильным, вы должны запланировать эти действия в своем календаре, что позволит реализовать желание и не даст ему выйти из-под контроля. Мне этот эксперимент показался вполне разумным и достижимым.
Метод первый: выделить большой отрезок времени на «прокрастинацию»
Я ненавижу чувство, когда тратишь время впустую, поэтому мой первый порыв был запланировать время прокрастинации в тех больших отрезках, когда я обычно наименее продуктивна. Это полчаса во время ланча, а затем полчаса в 3 часа дня (когда я сталкиваюсь с дневным спадом). В течение первых двух дней это работало очень хорошо. Да, я ела за рабочим столом, но так я могла просматривать Twitter или читать статью, не чувствуя, что мне нужно одновременно проверять электронную почту. Когда наступал дневной спад, я выходила на прогулку и занималась каким-то делами в округе. И хотя технически я работала на час меньше, я все равно заканчивала работу в то же самое время.
На третий день все было не так здорово. Я также перенесла время тренировки с вечера на утро, но мне никак не удавалось лечь спать раньше, чтобы компенсировать подъем на час раньше. Как я уже писала, моя концентрация страдает, если я сплю меньше семи часов. День начался хорошо благодаря приливу после упражнений, но продуктивное утро превратилось в разрушительный полдень. Моя сила воли ослабла, и я снова стала читать Twitter между задачами и пыталась редактировать истории, одновременно болтая в Slack. Из-за чувства вины я не могла сделать часовой перерыв, когда почувствовала, что весь день идет под откос, поэтому осталась за своим столом. И догадайтесь что? В тот день я ушла из офиса позже обычного.
Метод второй: распределить время прокрастинации на весь день
На четвертый день я приняла тот факт, что живу в реальном мире, а это значит, что будут дни, когда я приду на работу усталой, даже если сделаю все, что в моих силах, чтобы отдохнуть как можно лучше. Поэтому я решила изменить эксперимент и, следуя своим естественным стремлениям, установить график «мини-прокрастинаций» между задачами. Вместо ожидания до полудня и 3 часа дня я позволяла себе делать все, что захочу, в течение 10 минут между задачами. Я проверяла сообщения Facebook, разбирала свой стол и составляла планы на выходные. У меня все также был перерыв, но только на полчаса. Я обнаружила, что заканчиваю свою работу раньше, и однажды мне даже удалось выполнить две дополнительные задачи, которых не было в моем списке дел на этот день. Ура!
Вывод: расписание прокрастинаций заставило меня устраивать регулярные перерывы и сделало меня более продуктивной.
Я была удивлена тем, насколько более расторопной я оказалась в работе, когда мне не приходилось чувствовать вину за промедление. Фактически я поняла, что планировала не прокрастинацию, а перерывы. Перерывы без чувства вины, дающие душевную перезарядку. И мне было удобнее устраивать небольшие 5-10-минутные перерывы в течение дня вместо того, чтобы выделять на отдых большие куски времени. В конце концов, ходить по улице без дела или бездумно сидеть в интернете 30 минут довольно скучно.
Да, были моменты, когда моя пятиминутная передышка на Twitter превращалась в 12 минут. Но бывали и случаи, когда я плавно переходила от одной задачи к другой, не чувствуя необходимости сначала отвлечься. Дахигг был прав: избавление от необходимости бороться со стремлением прокрастинировать освобождает большое количество пространства и силы воли — той силы воли, которую я могу использовать, чтобы делать полезные вещи, такие как написание этой статьи и придумывание идей для историй.
Я поняла, что быть продуктивной — это не значит остановить или «управлять» прокрастинацией, это значит создать время для нее в моем графике и принять то, как я лучше всего работаю. В конце концов, некоторые из нас генетически склонны к прокрастинации. И вместо того, чтобы тратить кровь, пот и слезы, борясь с биологией, мы могли бы заставить ее работать на нас и сохранять энергию для того, чтобы довести все дела до конца.