Тайная сила блокчейн: как победить YouTube и Facebook

Тайная сила блокчейн: как победить YouTube и Facebook

Новая технология обещает создателям и потребителям контента шанс избавиться от власти монополистов и начать, наконец, зарабатывать на творчестве

Будущее Лидерство
Фото: BTC Keychain/Flickr

Колонка британского журналиста Роберта Эйткена для Forbes

В то время как мир полон интернет-миллионеров, которые сделали свое состояние на социальных сетях, многие талантливые художники и создатели контента по-прежнему пытаются монетизировать свои работы. Конкуренция жёсткая, нужно быть личностью достаточно творческой и предложить что-то броское, уникальное и продвинутое, чтобы удивить ненасытную аудиторию.

Последнее особенно необходимо, так как платформы, где размещаются эти глобальные аудитории, затрудняют возможности монетизации.

Возьмите, к примеру, YouTube. У сайта более 1 млрд пользователей по всему миру. В связи с введением монетизации через Content ID компания заплатила создателям контента $2 млрд в 2016 году. Однако в последнее время ее критикуют за завышение планки монетизации, требующей от канала 10 000 просмотров, чтобы подключить рекламу.

На этом фоне появляются новые блокчейн-платформы, жаждущие прервать гегемонию нескольких гигантов. Вопрос только в том, справятся ли они с Голиафом?

Я хорошо помню конференцию International eXcellence несколько лет назад в лондонском Найтсбридже, где среди роскошных спортивных автомобилей, толп ангелов-инвесторов, шампанского, канапе и презентаций стартапов был музыкант, явно разочарованный жалким уровнем гонораров, который он и его коллеги получали от действующих игроков в музыкальном пространстве. Это побудило его запустить новую услугу.

В связи с тем, что рынок развлечений и средств массовой информации огромен, артистам очень тяжело. По оценке швейцарского стартапа DECENT, запустившего в начале октября бета-версию DECENT GO, рекламируемого как «коммерческий цифровой рынок типа Google Play» и построенного на платформе блокчейн, авторы теряют «от 30% до 75% прибыли» при публикации на Amazon.

Аналогичная картина у музыкантов, которые теряют около 30%, продавая трек на iTunes.

«Слишком много искусственных сложностей и слишком много барьеров в отрасли влияют как на доступ к рынкам, так и на доходы владельцев контента, — говорит Матей Михалко, основатель и генеральный директор DECENT, расположенного вблизи Женевы. — Большая часть власти сосредоточена в руках нескольких игроков, контролирующих эту отрасль. В результате художники, режиссеры и писатели теряют деньги и контроль над своей работой. Мы разработали рынок DECENT GO, чтобы избавиться от этих проблем и обеспечить большую прозрачность и справедливость для индустрии цифрового контента».

DECENT дает возможность обмениваться цифровым контентом и покупать его напрямую. На этой платформе пользователи смогут загружать, скачивать, просматривать, покупать и продавать цифровой контент. В результате прибыль будет напрямую поступать в учетные записи авторов контента без участия третьей стороны и без комиссий посредников. В качестве стимула DECENT предоставляет первым 400 новым пользователям 2.5 токена, чтобы начать загрузку, покупку и продажу цифрового контента.

DECENT утверждает, что это может «высвободить огромную часть расходов» в мировой индустрии медиа и распространения контента. Ожидается, что уровень расходов увеличится с $1,7 трлн в 2016 году до более чем $2 трлн в 2019 году.

Также в июне этого года был представлен проект The 21Million Project — блокчейн-стартап, который намеревается перевернуть кинематограф идеологией «либертарианского кино».

Сооснователь проекта Ник Айтон заявил Forbes: «Вывод на платформу фильмов, музыки и средств массовой информации (Spotify, iTunes и теперь Netflix) был воспринят потребителями как шаг вперед. Но для художника это означало, что выплаты, которые он заслуживает за свой талант, еще больше размываются, а для некоторых выгода сократилась до такой степени, что они просто не хотят больше прикладывать усилий».

Видеорынок StreamSpace — это одна из платформ, бросающая вызов видео по запросу и рекламным потоковым сервисам, позволяя авторам фильмов продавать свои работы непосредственно через блокчейн. Еще есть платформа Flixxo, объединяющая блокчейн и торрент-технологии для обмена видео с помощью модели распределения доходов для своего сообщества.

Никаких гарантий

Как правило, люди просто нажимают галочку «принять» напротив правил и политики конфиденциальности, даже не прочитав эти правила. Но сторонники защиты конфиденциальности указывают, что пользователи слишком много уступают в обмен на использование этих приложений и услуг.

Читая эти простыни текста, можно узнать, что именно компании получают от контента своих пользователей. Большинство этих сервисов подчеркивают, что пользователи сохраняют право собственности, но предоставляют сайтам и сервисам широкие права на контент и информацию.

Например, условия обслуживания YouTube предоставляют компании разрешение на «воспроизведение, распространение, переработку или создание из него производных произведений, публичный показ, доведение до всеобщего сведения, а также публичное исполнение» пользовательского контента. У других сайтов, таких как Facebook, Instagram и Twitter, похожие условия в отношении пользовательского контента и информации.

Нет никаких гарантий, что создатели получат деньги за свой контент — даже если он станет виральным. Если, конечно, нет конкретного механизма монетизации. Однако сами сервисы получают выгоду от всего, что генерируют пользователи.

Кроме того, эти службы не гарантируют безопасность контента. Можно легко скачать видеоролик с YouTube и перенести его на другую платформу.

Блокчейн для контента

Эти сайты, выступая в качестве централизованных органов, по существу могут делать со своим сервисом всё, что захотят. Децентрализованные службы набирают обороты в ответ. Технология блокчейн позволяет расти сервисам, которые могут предложить пользователям более справедливые условия. Или хотя бы надежду на это.

Например, StreamSpace, основанная в Остине, штат Техас, использует возможности блокчейн для создания онлайн-рынка, где авторы фильмов могут легко публиковать и монетизировать свой контент на одной платформе. Таким образом, авторам контента не приходится иметь дела со студиями и потоковыми службами, чтобы опубликовать контент, или прибегать к схемам монетизации на основе рекламы.

При помощи этой платформы авторы могут легко публиковать свои работы и устанавливать цены, которые считают справедливыми.

Зрители могут легко приобретать и передавать контент через платформу. И поскольку платежи блокчейн мгновенны и необратимы, авторы получают мгновенную плату от клиентов, покупающих их контент. Прозрачность в транзакциях также способствует справедливому рыночному ценообразованию, которое не управляется центральным органом.

Аналогичные проекты создаются и для других типов контента, таких как музыка. Внедрение смарт-контрактов через блокчейн позволяет классифицировать и продавать реальные активы и интеллектуальную собственность. Даже физические произведения искусства можно маркировать и продавать через блокчейн-рынки.

Роберт Биннинг, основатель StreamSpace и активный пропагандист криптовалюты, которая появилась в блокчейн с разработкой биткойна в 2012 году, комментируя начало бизнеса, сказал: «Мы были увлечены блокчейном около четырех лет с тех пор, как впервые попытались сделать что-то иное при помощи наших игровых ноутбуков и найти возможность добывать биткойны».

Биннинг объяснил, что хочет «решить реальную проблему мира», а не просто попытаться переделать традиционную банковскую систему.

«Мы потратили больше года на изучение различных потенциальных приложений и остановились на одном, который сильно связан с Остином — живой музыкальной столицей мира и домом SXSW, — стать блокчейн-распространителем развлекательного медийного контента».

Биннинг считает, что предложения кинематографистов и независимых кинолюбителей станут «ответом, который они ищут». То есть «финансовые выгоды контроля за проектом от создания до массового цифрового распространения будут максимизированы».

Говоря о дифференциации между StreamSpace и крупными компаниями, которые сегодня распространяют потоковое видео по запросу, Биннинг заметил: «Большинство крупных компаний используют модель совместной работы с крупными студиями, чтобы создавать контент, который мог стать местным блокбастером десять или двадцать лет назад — сегодняшние или прошлогодние хитовые фильмы и лучшие телевизионные сериалы».

Он добавил: «Amazon и Netflix сделали дополнительный шаг и финансируют уникальные фильмы и сериалы только для своих собственных сервисов, чтобы отличаться друг от друга и от агрегаторов потокового контента, связанных со студиями. Несмотря на то, что все эти потоковые гиганты много говорят об авторском кино, они рассматривают его как жанр для ограниченной аудитории, также как и иностранные или документальные фильмы, поэтому независимые фильмы составляют менее 2% -5% от их ограниченных предложений».

Но, как он отметил, ежегодно выпускается более 10 000 фильмов, поэтому есть «огромное количество развлекательных медиа», которое они упускают.

Экономика для сообществ

Flixxo как платформа для обмена видео, которая при помощи торрент и блокчейн-технологий создает сообщество, состоящее из создателей, зрителей и рекламодателей, обещает стать лучше по мере развития.

Центральную роль в экономике платформы играет криптовалюта Flixx. Создатели контента, загружая видео в сеть, могут устанавливать параметры, определяющие, сколько Flixx будет стоить просмотр определенного контента.

Кроме того, они могут установить, какой процент дохода будет передаваться пользователям, которые размещают видео на своих устройствах. Рекламодатели могут потратить Flixx, чтобы на видео появился их рекламный контент. Пользователи могут потратить время на просмотр спонсорского контента, чтобы заработать Flixx.

Это очень похоже на торрент-платформу. Однако вместо того, чтобы полагаться на добрую волю пользователей, экономика Flixxo предлагает устойчивую бизнес-модель и стимулирует участие.

Вместо того, чтобы привлекать пиратский и украденный контент, который был популярен в сообществах торрентов, Flixxo фокусируется на легальном контенте. Этот проект — сотрудничество между людьми, стоящими за RSK Labs, Popcorn Time и Riecoin.

Главные герои Flixxo — это Адриан Гарелик, кинорежиссер и соучредитель RSK Labs, создатель Riecoin Пабло Карбаджо, создатель PopCorn Time Федерико Абад, а также соучредитель и вице-президент EDRANS AI и Big Data Хавьер Д’Овидио.

Flixxo и другие подобные платформы формируют ценность для сообщества и более сильное социальное взаимодействие между пользователями. Это превращает социальные сети в социальные экономики, в которых каждое взаимодействие имеет свою цену.

В этой экосистеме авторы монетизируют, пользователи смотрят контент хорошего качества, а рекламодатели могут достичь своей аудитории. Но это возможно только с помощью собственной валюты, которую они могут выдавать и распространять. Как говорит Биннинг, использование биткойна, например, стоило бы им «миллионов долларов и обернулось бы высокой транзакционной платой для нашего сообщества».

Также он добавляет: «Сегодня, когда видео зависит от высокой инфраструктурной стоимости хранения и пропускной способности, только три компании могут позволить себе развернуть глобальные платформы, и они монополизировали рынок, создавая среду, в которой авторы не монетизируют свою работу, пользователи получают низкокачественный контент, а рекламодатели не могут достичь своей аудитории. Мы можем легко привлечь недовольных пользователей YouTube, чтобы создавать контент для нашей платформы».

Ценность пользователей и содержания

Блокчейн может эффективно противостоять односторонней природе большинства платформ и социальных сетей. Децентрализация добавляет больше возможностей создателям контента и пользователям. Пользователи и их контент признаются ценностью, а не просто базой для этих компаний. Таким образом, взаимодействие и транзакции развиваются более органично, а не привязаны к прибыли компании.

Такие системы также побуждают авторов создавать качественный контент, а не приспосабливаться к правилам системы. Это также может свести к минимуму усилия злоумышленников, пытающихся использовать схемы монетизации. Создатели зарабатывают в зависимости от силы своего контента.

В конечном счете это может привести к созданию справедливых и равноправных сообществ, где все имеют возможность получить прибыль благодаря системе. Тем не менее, это потребует поддержки и одобрения общества. Ловите момент.

Оригинал

Свежие материалы