Кто поделит $5 трлн: советы Юрия Мильнера предпринимателям из интернет-торговли

Кто поделит $5 трлн: советы Юрия Мильнера предпринимателям из интернет-торговли

Известный бизнесмен и инвестор в интервью Forbes поделился своими прогнозами о будущем электронной коммерции

Лидерство Свой бизнес
Фото: TechCrunch/Flickr

Юрий Мильнер неожиданно покорил Кремниевую долину, купив в 2009 году 2,5% акций Facebook. Неизвестный на Западе финансист скупал большие доли в Twitter, Zynga и Groupon, принципиально избегал мест в советах директоров и прав голоса и вкладывался в компании с очень высокой оценочной стоимостью. Шесть лет спустя смелые ставки Мильнера в Долине и Китае (Alibaba и JD.com) окупились. Те первые $200 млн, вложенные в Facebook, превратились в $4 млрд для его фонда DST Group. Теперь стартапы подпрыгивают, когда Мильнер стучится в их двери, а он стал рядовым представителем элиты Кремниевой долины. Многолетняя дружба с Марком Цукербергом привела к тому, что они на пару запустили ежегодную премию «Прорыв» для ученых, а сам Мильнер дал жизнь амбициозному проекту по поиску признаков внеземных цивилизаций.

Впервые Forbes занес его в свой список миллиардеров в 2011 году, а недавно Мильнер вошел в список 100 величайших бизнес-умов, приуроченный к 100-летнему юбилею журнала. По этому случаю Forbes поговорил с ним об инвестиционном бизнесе и о том, как Мильнер видит будущее электронной торговли.

Вы вкладываете значительные инвестиции в крупнейшие компании электронной коммерции Китая — JD.com и Alibaba. Если говорить в общем, каковы ваши три основные прогноза для интернет-торговли в ближайшие 10-20 лет?

Первый нужно рассматривать в контексте. Сегодня только 6% потребительских расходов осуществляется онлайн. Но и эти 6% создали колоссальную ценность — $3,5 трлн рыночной капитализации всех потребительских интернет-компаний. Сравните это с $350 млрд 10 лет назад. За 10 лет произошло увеличение более чем в 10 раз. Мой первый прогноз — по мере развития электронной коммерции доля онлайн-покупок за 20 лет вырастет с 6% до более 20%.

Мой второй прогноз состоит в том, что онлайн-игроки будут доминировать в электронной коммерции.

В отличие от традиционных, которые выходят в интернет?

Да… но есть конвергенция. Walmart преимущественно работал офлайн, но сейчас и онлайн. Amazon — преимущественно онлайн, но также и офлайн [с приобретением Whole Foods]. Поэтому мой прогноз заключается в том, что компании, которые начинали работать чисто онлайн, будут доминировать в этой сфере по сравнению с компаниями, которые начинали работать в режиме офлайн.

Третий прогноз состоит в том, что из-за перехода от офлайна к онлайну в ближайшие 20 лет в онлайн-коммерции будет создано более $25 трлн ценности. И она достанется в основном онлайн-игрокам.

Зачем, по-вашему, онлайн-игроки приходят в физические магазины, такие как Whole Foods или Suning?

Опыт покупок офлайн не исчезнет. Он просто модифицируется. Офлайн-опыт будет включать в себя не только торговлю, но и питание, развлечения и т.п. Таким образом, торговые центры будут многофункциональными объектами, где торговля — всего лишь один из элементов. И даже в таких ситуациях более вероятно, что ваши покупки будут доставлены, чем вы сами их привезете.

Торговым центрам нужно быть больше похожими на Amazon, в том смысле, что он переходит на развлечения, игры и еду?

Да. Я думаю, так. Это будет гораздо более разнообразным опытом.

Что вы думаете об идее Walmart по доставке продуктов прямо в холодильники?

Я думаю, что это абсолютно неизбежно — так люди будут покупать продукты в будущем. Я думаю, что покупки продуктов менее импульсивны, поэтому их будут делать в основном онлайн. Это относится и к готовой еде. В Китае есть компания под названием Meituan, которая осуществляет более 10 млн доставок приготовленной пищи в день. Это очень ясно демонстрирует, куда движется мир.

Некоторые люди говорят, что прибыль от доставки еды слишком невелика. Вы видите в этом ценность?

Это зависит от страны. Потому что стоимость доставки зависит от среднего дохода в стране. Вы можете увидеть десятки миллионов доставок в Китае, так что там это, очевидно, эффективно. Но в развитом мире сегодня нет так много доставок, многие люди предпочитают забирать заказ самостоятельно. Но это все изменится в ближайшем будущем с автоматизированными типами доставки.

Как скоро, по вашему мнению, появится автоматизированная доставка?

Вероятно, в течение 10 лет в некоторых разумных масштабах.

Ожидаете ли вы, что Amazon сохранит свою почти монополистическую хватку на рынке?

Десять лет назад в потребительском интернет-пространстве доминировали пять компаний: Google, Amazon, Yahoo, Yahoo Japan и eBay. Сегодняшняя пятерка — это Google, Amazon, Facebook, Alibaba и Tencent. Число то же самое, компании немного отличаются. Поэтому мой прогноз заключается в том, что некоторый значимый уровень концентрации сохранится, но колода может перетасоваться. Как и произошло в последние 10 лет.

Какие инновации в области электронной коммерции вас больше всего впечатляют? Голосовые интерфейсы, такие как Alexa? Продукты, рекомендованные искусственным интеллектом? Чат-боты?

Все вышеперечисленное. Искусственный интеллект будет применяться практически к любому набору данных. Компании электронной коммерции обладают множеством данных о том, что нравится людям и чего они хотят. Поэтому логично предположить, что компании с большим количеством данных будут иметь преимущество при применении этих методов. Большинство технологий ИИ открыты. По мере развития технологий и их доступности для множества игроков, данные станут ключевым фактором.

Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям в области электронной коммерции, которые используют все — от Instagram и Facebook до Snap, — чтобы попытаться и продвинуться вперед?

Мой совет — быть оптимистами. Это захватывающая область, где изменения происходят очень быстро. Как я уже говорил, за 20 лет будет создано около $25 трлн ценности. И $5 трлн этой ценности отойдет основателям. Если трезво взглянуть на вещи, значительная часть этой стоимости достанется учредителям уже существующих частных и государственных компаний.

Как вы получили эту цифру в $5 трлн?

Это статистически значимое число в процентах от $25 трлн. Если вы посмотрите на среднюю долю компаний, которая принадлежит основателям, то она составляет около 20%. Часть этих $5 трлн пойдет нынешним крупным компаниям, но часть достанется новым игрокам. Большинство компаний рождаются, зреют, растут, и лишь немногие из них выживают в долгосрочной перспективе. Новое поколение всегда приходит с новыми идеями и нарушает работу предыдущего поколения. У них больше энергии, они моложе.

Но почему предприниматели думают, что они смогут заработать денег, если вся эта ценность может быть поглощена компанией вроде Amazon?

Потому что, когда Джефф Безос начинал свою компанию, он не делал ничего, чего не могла бы сделать Walmart. Google не делала ничего, чего не могла бы сделать IBM. Это всегда один и тот же шаблон. Новое поколение начинает то, что могло бы сделать старое поколение, но не сделало. Так происходит уже сотни лет.

Что ж, нас всех заменят. Какая замечательная мысль.

На самом деле Стив Джобс сказал, выступая в Стэнфорде: «Прямо сейчас Новое — это вы, но пройдет немного времени, и вы постепенно станете тем Старым, которое нужно убрать с дороги». Можно предположить, что это относится и к компаниям.

Источник

Свежие материалы