Дизайнер не нужен: как компьютеры учатся делать сайты без участия человека

Дизайнер не нужен: как компьютеры учатся делать сайты без участия человека

Backchannel рассказывает о грядущей революции в мире дизайна, которая произойдет благодаря искусственному интеллекту и машинному обучению

Будущее
Фото: yourdigitalresource

Графический дизайн всегда требовал физической работы. Составляя фирменные бланки, визитные карточки, брошюры, журналы, книги и плакаты, люди горбились над столом. Люди нарезали и склеивали бумагу или собирали металлические литеры на печатном станке. Люди вручную обрабатывали 35-миллиметровую пленку, получая изображения в темной комнате при помощи химикатов.

В 1984 году появился Macintosh от Apple и изменил все. Программы верстки, такие как Aldus PageMaker и его преемники, позволили дизайнерам вносить изменения одним щелчком мыши.

Графический дизайн переместился от станка к экрану компьютера, и мы назвали это настольной издательской революцией. Дизайнерская работа из мира трудоемкого практического творчества перешла в более свободное, но более абстрактное цифровое царство, где вы можете сразу увидеть результат выбора — но каждое решение имеет меньший вес, потому что его можно отменить с помощью одной команды.

Сегодня мы находимся на пороге очередной революции, поскольку искусственный интеллект и машинное обучение снова переворачивают сферу графического дизайна с ног на голову. Концепция, если процитировать лозунг одного проекта, состоит в том, что «веб-сайты делают сами себя». Программное обеспечение будет оценивать ваш текстовый контент, бизнес-направление и изображения, а также выдавать готовые страницы — вам и пальцем не придется пошевелить. Подобные автоматические инструменты впервые появятся в интернете, но печатный дизайн также изменится, поскольку разработчики дизайнерского софта тоже внедряют машинное обучение в свои инструменты и приложения.

Несмотря на весь шум, связанный с использованием ИИ в графическом дизайне, сегодняшняя реальность упорно отстает от грандиозной концепции. Многие из доступных в настоящее время продуктов разочаруют пользователей, ожидающих чудесных результатов от гениев искусственного интеллекта. Это, конечно, разочарование, но зато у нас появится некоторое время подумать, какую дизайнерскую работу доверить машинам, а какую — оставить людям.

Grid обещает передать дизайн вашего сайта искусственному интеллекту, носящему имя Молли: «Она своеобразная, но она никогда не будет вас динамить, никогда не потребует более высокую оплату, никогда не пропустит дедлайн, никогда не поморщится от ваших требований более крупного логотипа… Молли может использовать более 200 000 уникальных комбинаций, чтобы применить на вашем сайте простую палитру из пяти цветов».

Grid, одна из первых компаний на рынке веб-дизайна с использованием искусственного интеллекта, продвигает «сайты ИИ, которые создают сами себя». Краудфандинговая кампания была запущена в 2014 году. «Концептуально ощущается, что следующий уровень, очевидный естественный прогресс еще только должен случиться», написал в Twitter основатель Basecamp Джейсон Фрайд, когда рекламное видео Grid распространилось в сообществе веб-дизайна.

Grid просила у своих «членов-учредителей» по $96, но затем потребовались годы для производства продукта, и реакции были весьма разнородными. Если сегодня вы посмотрите видеоролик компании, то следующее видео, которое вам предложит YouTube, вероятно, будет «Grid — отстой» — бессвязная часовая жалоба раннего бета-пользователя DigitalDan. Молли может стать прорывом в ИИ, но на данный момент ее роль в основном связана с созданием цветовых палитр и автоматической обрезкой фотографий. Reddit полон неудовлетворенных пользователей, которые говорят, что хваленые способности ИИ Grid создают однотипные сайты, которые трудно или невозможно настроить. Другие отзывы такие же едкие («халтурно и дорого», говорит CMSWire).

Единственный способ связаться с компанией — через форму обратной связи. Автоматические ответы, приходящие на электронную почту — подписанные «С любовью, Grid», — направили меня на демо-ролик под названием «Сайт на Grid за пять минут». (Само видео длится 56 минут.) Программное обеспечение, демонстрирующееся в демо, выглядит очень похожим на WordPress, Squarespace, Weebly и Wix — системы управления контентом, которые не один год используются в веб-дизайне.

Wix, другой популярный разработчик веб-сайтов, также предлагает решение с использованием искусственного интеллекта: Wix ADI (Artificial Design Intelligence). Ницан Ахсаф, глава Wix ADI, говорит, что система может создать сайт самостоятельно, используя предоставленный вами контент и предлагая «миллиарды прекрасных вариантов дизайна». Вы выбираете вариант, который вам нравится, и программа выполняет переформатирование. По заверению компании, программа быстрая и простая — но она выглядит усовершенствованной версией Wix, а не революционным инструментом для автоматической генерации сайтов.

Firedrop — еще один инструмент для веб-дизайна, включающий искусственный интеллект и машинное обучение. ИИ Firedrop — это чатбот Саша, который ведет вас через процесс создания сайта, задавая ряд вопросов, а затем выдвигая предложения и рекомендации. Созданный в марте 2015 года как строитель веб-сайтов, основанный на принципе «перетащить и отпустить», Firedrop превратился в инструмент проектирования с использованием ИИ в конце 2015 года — примерно в то же время, когда набрала силу Grid. Генеральный директор Марк Крауч говорит, что чатбот Firedrop призван воспроизвести опыт работы с профессиональным веб-дизайнером.

Эти инструменты веб-дизайна могут предлагать помощь с использованием искусственного интеллекта, машинного обучения и алгоритмов, но в целом они по-прежнему требуют работы руками. Вы вводите данные, выбираете нужные опции или заданные шаблоны. Это может быть большим подспорьем, особенно для начинающего дизайнера или владельца малого бизнеса. По данным Fredrop’s Crouch, целевой рынок Firedrop — это малый бизнес. (Исследование, проведенное Clutch в 2016 году, показало, что почти у половины опрошенных малых предприятий нет веб-сайта; это число сократилось до 29% в марте 2017 года).

Шаблоны и интерфейсы «перетащить и вставить» уже облегчили усилия этих компаний по выходу в сеть. Перспектива новых инструментов, основанных на ИИ, заключается не только в том, чтобы сделать жизнь клиентов еще проще, но также в уверенности, что веб-сайты в результате не будут выглядеть как однотипные двойники. Сегодня же, пока для создания веб-сайта эти инструменты используют алгоритмы и подпрограммы из предварительно отформатированных элементов, слишком часто результат выглядит чем-то, собранным по известным шаблонам.

Дуг Бартоу, директор по дизайну и глава id29 studio в Нью-Йорке, приравнивает любое использование шаблонов к обращению в копировальный центр. Шаблоны работают, говорит он, но макеты становятся «довольно кастрированными», не уникальными. По словам Бартоу, шаблоны также затрудняют тонкую настройку, потому что вы получаете то, что получаете, и по большей части не можете ни регулировать, ни настраивать макет. Тем не менее, Бартоу высоко оценивает потенциал, который может предложить следующая волна софта как для веб-дизайна, так и для печати, и готов его использовать — если, конечно, он сохранит возможность создавать свои лучшие дизайнерские работы и быть «оригинальным и неповторимым».

Для профессиональных дизайнеров и производителей медиа Adobe — это основной производитель софта, и он играет свою собственную роль в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Технический директор Adobe Абхай Параснис говорит, что компания на протяжении многих лет собирала свои данные и опыт в супервысоких сегментах рынка и весь полученный опыт вложила в Adobe Sensei — систему искусственного интеллекта и машинного обучения, которая кулуарно работает в инструментах Adobe. Сейчас ее можно увидеть в Face-Aware Liquify, используемом в Photoshop Creative Cloud и Photoshop Fix. Инструмент, используя ИИ, распознает лица, чтобы пользователи могли выбирать и редактировать их на фотографиях.

Параснис полагает, что эти функции и другие, появляющиеся на горизонте, позволят дизайнерам и не-дизайнерам «повысить производительность и креативность». Но сегодня предложения Adobe — как и конструктор сайтов Grid, — представляют собой лишь слабый отблеск того, как может выглядеть революция дизайна. Чтобы получить более общую картину, нужно перейти от коммерчески доступных инструментов к миру исследований.

DesignScape, проект Университета Торонто, привлек большое внимание с момента его появления на YouTube в 2015 году из-за возможностей, которые он, как кажется, предлагает не-дизайнерам. В отличие от Молли или Саши, DesignScape не обещает выполнять за вас всю работу, но и не бросает вас на произвол судьбы. Больше в качестве учителя, чем помощника, она подталкивает вас к альтернативным и лучшим решениям. Разработчик DesignScape Питер О’Донован теперь работает на Adobe вместе с двумя другими соавторами проекта, так что его функции вскоре могут проникнуть во флагманские продукты Adobe. Как отметил официальный представитель Adobe, все еще находящийся в стадии разработки Quick Layout от Adobe Illustrator, представленный на Adobe MAX 2016, автоматически адаптируется к элементам, которые вы разместили в композиции — также как и DesignScape.

Глядя как совершенствуются сегодняшние примитивные инструменты, эксперты по ИИ понимают, что сфера развивается по пути DesignScape. В следующей дизайнерской революции пользователи откажутся от ручного труда и позволят программному обеспечению генерировать идеи и планы. В этом мире дизайнерам придется скорее курировать и направлять. Инструменты будут предлагать варианты дизайна, а мы — решать, какой подойдет. Но насколько полезны — и насколько хороши — будут итоговые проекты?

Старший дизайнер шрифтов Frere-Jones Type Нина Стёссингер ожидает, что искусственный интеллект сможет «воспроизводить шаблоны и логику», часто используемые в дизайнерской работе. Результаты могут быть предсказуемыми, либо такими, какие мы могли бы создать самостоятельно. По мнению Стёссингер, может быть полезно, если софт вроде DesignScape поможет ускорить процесс подготовки и получения немедленных идей. Но она также опасается, что такая помощь может заманить дизайнеров в ловушку, не давая им возможности выйти за рамки шаблонного мышления или подкорректировать работу.

Искусственный интеллект и машинне обучение не должны мешать профессиональным графическим дизайнерам «принимать эстетические решения о ретушировании и оформлении», говорит Пола Шер, партнер нью-йоркского офиса Pentagram с 1991 года. Несмотря на то, что будущее дизайнерского софта подразумевает больше контролирование, нежели создание, Шер подчеркивает, что «тонкая настройка» по-прежнему будет лежать на плечах дизайнеров. Но с учетом того, что программное обеспечение становится все более доступным и более сложным, «рабочие места начального уровня могут быть потеряны», говорит она.

Конечно, профессиональные графические дизайнеры обеспокоены тем, что их могут вытеснить, с тех самых пор, как появились первые версии PageMaker и Quark.

Не поддается этому беспокойству один из ветеранов — Джон Маэда, занимающий пост главы отдела автоматизированного проектирования и интеграции в Automattic, головной компании WordPress. Маэда говорит, что он готовился к этой волне перемен с 1990-х годов: «Каждое десятилетие я искал навыки, которые позволяли бы мне быть впереди машины. Я знаю, что это невыполнимая задача, но я не сдамся так легко. Наверное, я боец, и я воодушевлен теми вызовами, которые появляются в дизайне».

Если и когда профессиональные графические дизайнеры передадут некоторые из своих обязанностей машинам — или вовсе устранятся от творческого процесса, — многим могут понравиться эти изменения как шанс отойти от компьютера, поработать вручную или просто отдохнуть от экрана. Если эта вторая дизайнерская революция, основанная на алгоритмах искусственного интеллекта, сохранит дизайнерам время и даст им больше возможностей для размышлений и творчества, она вызовет сплошной восторг. Но те, кто хочет, чтобы программное обеспечение функционировало точно так же, как профессиональный дизайнер, должны быть осторожны в своих желаниях. «Если вы найдете машину, которая думает, как я, не покупайте ее, — говорит Пола Шер. — Она может быть невероятно раздражающей».

Оригинал

Свежие материалы