Лин-стартап

Лин-стартап

Явления
Иллюстрация: Master Meter

Лин-стартап (Lean Startup, «бережливый стартап») — это методология открытия бизнеса и выпуска продуктов, предполагающая отказ от тщательного планирования, сокращение вложений и потерь, постоянное тестирование продукта, получение обратной связи от клиентов и внесение корректив на ее основе.

Автором этой гибкой методики стал американский предприниматель Эрик Рис, описавший ее в своей книге «Бизнес с нуля»

Идею подхватил и стал развивать гуру стартаперского движения, преподаватель Стэнфорда и Университета Калифорнии Стив Бланк. Он сформулировал три главных принципа лин-метода

Во-первых, вместо того, чтобы писать подробный бизнес-план, предприниматели суммируют свои гипотезы в виде «канвы» бизнес-модели. Это диаграмма, показывающая, как компания создает ценность для себя и для клиентов.

Во-вторых, лин-стартапы опираются на метод customer development: они опрашивают потенциальных пользователей, покупателей и партнеров по поводу всех элементов своей бизнес-модели, в числе которых – функции продукта, ценообразование, каналы дистрибуции и допустимые стратегии привлечения клиентов. Новые предприятия быстро собирают «минимальный продукт» и мгновенно добиваются обратной связи от клиентов – а на ее основе начинают цикл заново.

В-третьих, лин-стартапы практикуют «гибкую разработку» (agile development), придуманную в софтверной отрасли. «Гибкая разработка» — это метод постепенного создания минимального продукта.

Идея лин-стартапа подразумевает экономию и бережливость.

«В модели Lean Startup цель – экономить деньги, пока вы не найдете повторяемую и масштабируемую бизнес-модель. Во времена неограниченного притока денег («пузыри» на рынке, благоприятный венчурный климат) можно исправлять ошибки, заливая их новыми деньгами. В обычные времена, когда денег на отмену ошибок нет, надо опираться на работу с клиентами и подгонять свой продукт под рынок», — пишет Бланк.  

«Идеология Lean Startup требует, чтобы предприниматели постоянно сталкивали лбами два или несколько разных подходов и принимали решения исходя из результатов, — пишет журналист Шейн Сноу, сооснователь стартапа Contently. — Что должно быть сказано на странице заказа? Потестируйте две разных формулировки и выберите ту, которая дает больше кликов. Как добиться, чтобы люди чаще отвечали на ваши письма? Попробуйте разные темы писем, разную длину письма и разные завершающие фразы вроде «Спасибо заранее» и «С наилучшими пожеланиями». В каком костюме вы выглядите профессиональнее? Попробуйте два разных стиля и отследите комплименты».

По мнению знаменитого издателя и предпринимателя Тима О’Рейли, идеология лин-стартапа очень подходит для организации работы правительств.

«Это одна из главных проблем наших правительств: у кого-то есть теория о том, что сработает и какую пользу это принесет. И все. Мы ничего не измеряем. Мы не проверяем, принесла ли программа тот результат, о котором мы думали. И повторяем ее снова. А когда она и в этот раз не работает, делаем что-то еще. Так слой за слоем растут программы, которые не выполняют своих целей. Если бы мы смогли внедрить это стартап-мышление, это был бы прорыв», — пишет он

Свежие материалы