Хорошая наследственность: влияют ли гены на творческие способности?
Алекс Фрадера в блоге Британского психологического общества рассказывает, почему одни люди выбирают творческие профессии, а другие — нет
СаморазвитиеПровал Джеба Буша* в президентской гонке памятен, возможно, потому, что это исключение из привычного сценария о семейной династии. Династии особенно часто встречаются в искусстве, где на древе семьи писателя можно найти пару актеров, режиссера, и, возможно, флориста для разноообразия. Это может быть влияние воспитания или кумовства, но творческий успех также обусловлен темпераментом и талантами, некоторые из которых могут быть наследственными. Журнал Behavioural Genetics недавно опубликовал исследование о наследственности, авторы которого разбираются, насколько глубоко творческое призвание сидит в нашей ДНК.
Марк Роелинг и его коллеги из университетов Оксфорда и Амстердама исследовали данные из реестра близнецов Нидерландов. В нем содержатся сведения о 1800 монозиготных (идентичных) близнецах, имеющих одинаковые гены, и 1600 дизиготных или не идентичных близнецах, которые имеют лишь 50% общих ДНК — так же, как обычные братья и сестры. Реестр включает в себя информацию о профессиях близнецов под общим названием «творческие» — включающие в себя танцы, кино, музыку, театр, изобразительное искусство или писательство. В эту категорию попали 233 человека.
Вопрос, который интересовал Роелинга и его коллег: если человек имеет творческую профессию, насколько вероятно, что его близнец — тоже? Если бы ответ был одинаков для монозиготных и дизиготных пар, то это позволяло бы предположить, что гены не оказывают никакого влияния на выбор творческого пути, что все дело в воспитании. Перекос же положительных ответов в сторону идентичных близнецов, напротив, означал бы, что природа играет более серьезную роль.
Ученые обнаружили больше сходства в карьере у идентичных близнецов, чем у неидентичных. Если один из близнецов занимается творческой деятельностью, шанс на то, что второй пошел по схожему пути, составляет 0,68, а у неидентичных близнецов — только 0,4. Эта разница позволяет предположить, что гены имеют довольно большое значение при выборе творческой профессии. После корректировки результатов с использованием данных об обычных братьях и сестрах, исследователи подсчитали, что 70% разницы в выборе творческой/нетворческой профессии объясняется генетическим влиянием.
Стоит посмотреть и на другие недавние исследования, чтобы понять контекст. Так, другая группа исследователей во главе с Анной Винкузен из Свободного университета Амстердама, работая с тем же реестром близнецов, обнаружила высокий уровень наследуемости (0,83) склонности к писательству, включая письма, рукописи и книги. Уровень наследуемости для более широкой категории, включающей живопись и актерское искусство, был несколько ниже — 0,56. Еще одна группа во главе с Кристианом Кандлером из Билефельдского университета, используя немецкие базы данных, выявила другой достаточно большой уровень наследуемости (0,62) для «восприятия» творчества, то есть, как высоко участники оценили свои творческие способности или как высоко они были оценены их коллегами.
Эти выводы, как правило, основываются на собственных мыслях участников относительно их творчества. Кандлер обнаружил куда более низкую наследуемость (0,26) в том, что он называет «фигуральное» творчество. Оно которое определяется с помощью объективных тестов, таких как завершение набросков. Созданные образы оцениваются с точки зрения ясности и оригинальности.
Все это позволяет предположить, что существует два аспекта творческого начала. С одной стороны — субъективное ощущение себя творческой личностью (или желание быть таковой), которое зачастую коррелирует с более высокими оценками таких личностных черт, как открытость и экстравертность. С другой — фактическая способность к творчеству, которая, как правило, соотносится с интеллектом и может быть оценена с помощью тестов — таких как те, что используются в исследованиях Кандлера по «фигуральному» творчеству.
Высокий уровень наследуемости в текущем исследовании определяется среди тех, кто сам оценивает себя как творческую личность, но становится куда слабее для объективных творческих способностей. Можно предположить, что влияние генетики может проявляться не только в области чисто творческих способностей, но и в некоторых личностных характеристиках, которые необходимы для творчества — таких как решительность и уверенность в себе. Дальнейшие исследования должны разобраться в этом, а также изучить время, которое люди тратят на занятия творчеством — как профессионально, так и вне основной профессии. В конце концов, чтобы заниматься творчеством профессионально, нужна удача и стечение обстоятельств. А для того, чтобы быть творческим человеком по жизни, нужно просто сделать это своим приоритетом.
* Считавшийся фаворитом среди кандидатов от республикаской партии, Джеб Буш неудачно провел кампанию и досрочно вышел из борьбы. Кандидатом от республиканцев, а затем и президентом стал Дональд Трамп. (прим. Идеономики)