Труд в XXI веке: виртуальная миграция и экономика суперзвезд

Труд в XXI веке: виртуальная миграция и экономика суперзвезд

Экономист Ричард Болдуин, автор книги The Great Convergence, рассказал BBC о том, как новая глобализация изменит рынок труда

Будущее Экономика
Фото: Secrets of the Fed

От торговли товарами — к торговле технологиями

Теперь все основывается не на свободной торговле, а на торговле экспертными знаниями. Больше никто не делает вещи, все занимаются организацией производства. Автомобили теперь не производятся в конкретной стране, они сделаны везде — из частей, привезенных из Мексики, Канады, Китая и Японии. Это — мир, в котором мы уже живем.

Что отличает Ford или Mercedes от других компаний — у них этот глобальный процесс реально работает. Основная масса комплектующих производится по всему миру, но основной бизнес остается в США и Германии, где у них есть технические, управленческие и маркетинговые технологии, необходимые для автомобильного производства.

Но дальше будет по-другому. Мы переходим от торговли товарами к торговле технологиями или экспертными знаниями, и все рабочие места – не только производственные – изменятся.

Затраты на передвижение товаров в мире начали снижаться 200 лет назад, когда наладилось транспортное сообщение и отношения между странами. В последние сто лет информационные технологии – от телефона до электронной почты – снизили затраты на коммуникации.

Но перемещение экспертных знаний по миру обычно означает перемещение людей, поэтому физический контакт, будь то личное взаимодействие или взаимодействие с оборудованием, оставался дорогостоящим.

Роботы меняют все

Изменения в перемещении экспертных знаний будут происходить в основном за счет роботов. Не тех, что обладают искусственным интелектом, а роботов, дистанционно управляемых людьми из другой части света. Эти телероботы изменят огромное количество рабочих мест — не только рабочих специальностей, таких как строители, уборщики или охранники, но и высококвалифицированных.

Роботов обучают делать разные вещи, такие как домашние обязанности, но они до сих пор пытаются овладеть хотя бы базовыми навыками. Эта проблема нивелируется, если роботом управляет человек. Более того, этот человек может управлять роботом в Европе из Кении.

Это также отлично работает в сфере переводов. Человек, говорящий на суахили, может поговорить с менеджером гостиницы в Осло, хотя ни один из них не знает языка другого.

Удаленное присутствие

Разработка такого видео-чата, который даст полный эффект присутствия — вопрос времени. Такие компании, как Cisco, уже предоставляют комнаты для виртуальных встреч, а сейчас тестируются голограммы.

В последние два десятилетия среднеквалифицированные рабочие места закрывались. Но менее квалифицированные рабочие были защищены необходимостью взаимодействовать с машинами — кто-то же должен толкать пылесос. Люди в другой части профессиональной лестницы, в свою очередь, были защищены необходимостью личного контакта. Но больше этого не будет.

Вместо реальной работы лицом к лицу мы увидим то, что можно назвать международной дистанционной или виртуальной иммиграцией. Она позволит гораздо большему числу людей из развивающихся стран участвовать в мировой экономике, создаст хорошие рабочие места и повысит уровень жизни для многх людей.

Точно так же телеприсутствие позволит лондонским банкирам работать из любой точки мира. Если у вас есть востребованные навыки, и вы можете реализовать их удаленно, вы будете востребованы. И мы получим то, что называется экономика суперзвезд.

Экономика суперзвезд

Это похоже на то, что случилось с европейским футболом, когда клубам разрешили нанимать игроков из других стран. Лучшие футболисты стали стоить миллионы. Это хорошая аналогия для того, что будет происходить с глобализацией в целом. Скажем, у вас есть две футбольные команды, собирающиеся продавать игроков. При старой глобализации каждая команда могла избавиться от игроков того амплуа, которых у нее было слишком много — форвардов, например. Это как в торговле товарами.

В новой глобализации тренер лучшей команды идет тренировать в худшую команду по выходным. Это очень хорошо для тренера, потому что он продает свои знания в двух местах. Это, безусловно, хорошо для второй команды. Однако неясно, хорошо ли это для лучшей команды, которая привыкла иметь монополию на таланты своего тренера.

Телероботы уже рядом

Телероботы займут рабочие места гораздо быстрее, чем люди ожидают. Например, врачи уже провели операцию при помощи робота, находясь за сотни километров. И, кстати, дроны — это телероботы. Молодые солдаты сидят в Аризоне и наблюдают за военными действиями на Ближнем Востоке.

В скором времени то же самое произойдет с ручным трудом. В Швейцарии при помощи роботов с дистанционным управлением косят траву на обочине шоссе в сложных местах. Там парень сидит рядом, чтобы контролировать его, но нет никаких причин, чтобы он находился в Швейцарии.

Что тормозит распространение телероботов

Одной из проблем является задержки сети. Даже полсекунды может сыграть огромную роль. Также нужно создавать системы управления — вы не можете просто принять решение нанять удаленных рабочих-строителей, которые начнут работать завтра в Лондоне.

Кроме того, роботы довольно дороги — даже умеренно хорошие модели стоят сотни тысяч долларов. Но как только начнется массовое производство, они будут стоить дешевле, чем автомобили, и тогда будет иметь смысл приобретать их для уборки гостиничных номеров.

Плюсы и минусы новой глобализации

Это будет замечательно для многих бедных людей по всему миру, но для богатых стран — разрушительно. И низкоквалифицированные рабочие места не вернутся. Мы не увидим людей, выполняющих эту работу. Они будут заменены на обычных промышленных роботов, как на автомобильных заводах. Это реальность, которую мы просто должны принять. И нужно решить, что мы будем с этим делать.

Для начала нужно позаботиться о рабочих, а не о рабочих местах. Единственный путь вперед — помочь людям, которые непосредственно пострадали от глобализации, то есть дать им переподготовку, помочь с жильем или переездом. Нужно забыть о том, почему люди потеряли работу, будь то их возраст, их навыки или автоматизация. Вы потеряли работу, вам нужна помощь — вот и все.

Посмотрите на Японию. Все, что могло быть выведено за границу, было выведено. Они называют это выхолащиванием экономики. Но в стране нет антиглобалистской негативной реакции, потому что там заботятся о людях. И посмотрите на такие страны, как США, где почти нет никакого социального обеспечения, или Великобритания — если вы безработный, люди думают, что вы глупы или ленивы. И именно поэтому они на самом деле злы.

Какие профессии меньше всего пострадают

Те, что предполагают множественное взаимодействие с другими людьми, много общения и построение личных отношений, а также индивидуальные услуги. Рабочие места, которые подразумевают заключение сделок и ведение переговоров, телеприсутствие не сможет заменить, по крайней мере, не в ближайшее время. А рабочие места, которые требуют учета культурной специфики, вероятно, всегда будут привязаны к определенному месту.

Без негатива обойтись не удастся

Я почти уверен, мы увидим какую-то негативную реакцию. Где-то удаленный охранник сделает что-то неправильно, и мы увидим протесты против виртуальных рабочих в целом. Это произойдет в первую очередь.

Новая глобализация — более внезапная, более непредсказуемая и более неуправляемая, чем то, что мы видели в прошлом. Вы не знаете, исчезнет ли ваша профессия в ближайшее время или вы получите больше возможностей, так что всем немного страшно. И потому, что мы все еще пытаемся разобраться в этом с точки зрения торговли товарами — что весьма отличается от торговли технологиями, — никто до конца не понимает, что же происходит.

Оригинал

Свежие материалы