Руки прочь от звезд! Почему опасно ориентироваться на лучших сотрудников
Внимания руководителей обычно больше всего заслуживают совсем другие сотрудники.
ЛидерствоВ каждой компании есть звездные игроки — те, кто приходит рано, уходит поздно и готов на многое, чтобы сделать работу лучше всех. Такие сотрудники быстро становятся любимчиками менеджеров и завоевывают большую часть их времени и внимания.
Но если вы проводите со своими звездами больше четырех часов в неделю, вы, вероятно, неправильно расходуете свое время, говорит Том Гимбел — CEO LaSalle Network, чикагской рекрутинговой фирмы. «Звезды и сами в состоянии добиться отличного результата, — говорит он. — Менеджерам необходимо создать сильную команду вокруг этих звезд, команду таких людей, которые могут встать со скамейки и в любой момент включиться в игру. То есть менеджерам нужно проводить больше всего времени с игроками второго ранга». Теми, кто попадает в промежуток между высокоэффективными звездами и нерадивыми отстающими. Звезды составляют верхние 20% команды, говорит Гимбел, а отстающие — те, кто все время смотрит на часы, чтобы пораньше уйти домой — нижние 20-30%.
«В спорте тренеры всегда ищут лучших, и отстающие отваливаются, — говорит Гимбел. — В бизнесе культура более мягкая. Эти игроки третьего ранга как-то поддерживают работу всей машины и работают ровно столько, чтобы их не уволили, но эти люди не фанаты вашей компании».
И хотя заранее, когда нанимаешь людей, не знаешь, попадут ли они в эти нижние 20-30%, Гимбел говорит, что такие сотрудники редко поднимаются выше среднего. Поэтому «работа менеджера — держать средние 50% подальше от людей, находящихся на дне».
Игроки второго ранга, в отличие от нижних 20%, имеют потенциал превратиться в звезд. Поэтому менеджеры должны проводить 10% времени со звездами, 10-20% с отстающими (решать возникающие там проблемы), а остальные 70-80% времени — развивать навыки и таланты всех остальных.
Как найти будущих звезд
Начните вот как: проранжируйте членов команды по качеству их работы. Можно также создать подкатегории в рамках одной и той же работы, чтобы подчеркнуть индивидуальные сильные и слабые стороны.
Звезды обычно и так выделяются, говорит Гимбел. Все знают, кто тут лучший продавец, аналитик или чьи тексты лучше всего читаются. А лучше понять, кто относится к категории второго и третьего ранга, можно, поговорив с людьми. Например, можно попросить службу доставки оценить продавцов. «Сервисные работники видят другую сторону дела и иначе понимают, кто работает хорошо, а кто нет», — говорит Гимбел. Чтобы составить более точный список игроков второго ранга, Гимбел рекомендует искать четыре особенности.
Сотрудники, которые задают вопросы. Игроки второго ранга, имеющие потенциал роста, задают много вопросов о компании и об управлении своим временем, а звезды просто хотят сделать дело и потом уже поработать над своей эффективностью. «Игроки второго плана часто обращаются за советами к звездам, — говорит Гимбел. — В начале может показаться, что они сдерживают вас, потому что хотят знать все заранее, но эти вопросы — часть их развития».
Сотрудники, которые хороши в чем-то одном. Звезды гибки и готовы перепрыгнуть в другую область, чтобы освоить новые навыки. Игроки второго плана более сосредоточены, они придерживаются того, в чем более сильны. Поощряйте их превращаться в звезд, расширяя их горизонты и поручая им разнообразные задачи в разных отделах.
Сотрудники, которые помогают другим. Работники второго ранга — достаточно скромные люди, у них нет такого эгоизма, как у звезд, поэтому они часто готовы помогать другим. Но менеджеры должны давать и им шанс блеснуть, а не оставаться всегда в этой поддерживающей роли. «Мы склонны всегда отдавать новые проекты самым эффективным сотрудникам, но лучше, если время от времени такую кость бросают и сотрудникам второго ранга, — говорит Гимбел. — Это придает им уверенности. У них много энтузиазма, и при возможности они очень даже готовы его проявить».
Сотрудники, которых мотивирует внимание, а не награда. Звезды часто склонны к конкуренции, их вдохновляет мысль о вознаграждении. А работники второго плана часто расцветают, когда взаимодействуют с наставником. «Такого человека может лучше мотивировать не билет на спортивный матч, а ваше время, уделенное ему».
Менеджеры, которые сосредоточиваются на сотрудниках второго ранга, строят более сильные компании, говорит Гимбел. «Потратьте на них время сегодня — и завтра у вас будет больше звезд».
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.