10 секретов лидерства для тех, кто работает по найму

10 секретов лидерства для тех, кто работает по найму

Знаменитый маркетолог и предприниматель Гай Кавасаки рассказывает, как стать предпринимателем, не открывая свой бизнес.

Лидерство
Фото: Quinn Dombrowski/Flickr

Некоторые люди, мечтающие стать предпринимателями, уже работают сейчас в какой-нибудь крупной компании. Они, как и действующие предприниматели, мечтают создавать инновационные продукты. И им тоже нужно придумывать прототипы, позиционирование, искать финансирование, искать работников и партнеров, продавать и поддерживать свой продукт. В этом тексте знаменитый маркетолог, бывший евангелист Apple Гай Кавасаки и директор по исследованиям компании Neal Analytics Билл Мид рассказывают, как делать все это, когда вы работаете на большую компанию.

Как ни странно, многие предприниматели завидуют сотрудникам крупных компаний: они думают, что у этих счастливцев в распоряжении фантастические финансовые ресурсы, огромные отделы продаж, полностью оборудованные лаборатории, быстро развертываемые заводы и устоявшиеся бренды, а еще хорошая медицинская страховка. Как было бы классно, мечтают гаражные предприниматели, придумывать новые продукты, опираясь на такую роскошную инфраструктуру.

Но знаете что — создавать новые продукты в нутре такого зверя не легче; это просто другой процесс. Мы составили несколько рекомендаций для «внутренних предпринимателей».

1. Компания должна быть на первом месте. Главная, если не единственная мотивация внутреннего предпринимателя — благо компании, на которую он работает. Его задача — не привлечь внимание к себе, не выстроить империю, не создать себе трамплин для перехода на другую работу. Когда у вас есть хорошая идея для продукта, она привлечет многих ваших коллег, как вышестоящих, так и нижестоящих. Они поддержат вас — если вы делаете это для компании, а не для личной выгоды.

2. Убивайте дойных коров. Не рассказывайте об этом всей компании (чтобы не заводить врагов), но ваша миссия зачастую состоит в том, чтобы создать продукт, который убьет уже существующий продукт. К примеру, компьютер Macintosh убил модель Apple II. Было бы лучше для Apple, если бы Macintosh выпустил кто-то из ее конкурентов? Или если бы Macintosh вовсе не появился на свет? Никоим образом.

3. Не высовывайтесь. Двум парням, работающим в гараже, нужно как можно больше внимания. Оно облегчает привлечение денег, поиск партнеров, заключение сделок и рекрутинг. Для внутренних предпринимателей все наоборот. Вам выгодно, чтобы менеджмент оставил вас в покое, пока ваш проект не зайдет слишком далеко, чтобы компания его игнорировала, или пока все остальные в компании не поймут, что он и вправду нужен.

4. Найдите крестного отца. Во многих компаниях есть такие персонажи. Это люди, которые уже отдали компании свой долг и которым не нужды погружаться в повседневные интриги. Они почти неприкасаемые, к ним прислушиваются и их уважают наверху. Внутренним предпринимателям необходим такой крестный отец, который будет поддерживать их проекты советами, техническими и маркетинговыми идеями, а если понадобится, то и защитит их.

5. Поселитесь в отдельном здании. Внутренний предприниматель, сидящий в головном офисе крупной компании, истечет кровью от тысячи порезов: каждый начальник отдела будет объяснять ему, почему новый проект — ужасная идея. Как говорил Питер Друкер, «новое всегда кажется таким ничтожным, таким бесперспективным на фоне действительности масштабного, работающего бизнеса».

6. Дайте надежду каждому, кто питает надежду. В каждом корпоративном цинике, считающем, что «эта компания слишком большая и тупая для инноваций», скрывается идеалист, который очень хотел бы эти новации увидеть. Достойные сотрудники больших компаний устали от того, что их игнорируют, забывают, унижают или подчиняют чужой воле. Они могут чувствовать себя раздавленными, но они еще живы. Если вы покажете им, что вонзите кол в сердце нынешней неприемлемой ситуации, вы получите от них поддержку и ресурсы. И затем ваша цель — добиться, чтобы эти люди не просто желали перемен, а помогли вам их произвести.

7. Предугадывайте и используйте тектонические сдвиги. Деформации и потрясения в компании — это хорошо для внутреннего предпринимателя, чем бы они ни были вызваны: внешними факторами вроде рыночных перемен или внутренними вроде смены CEO. Эффективные внутренние предприниматели предвидят такие сдвиги и готовы продемонстрировать новые продукты, когда они происходят: «Поглядите-ка, над чем мы тут работали». А корпоративный бюрократ в такой ситуации скажет: «Теперь я вижу эти перемены. Если вы дадите мне разрешение, шесть месяцев и команду аналитиков, я могу составить новую продуктовую стратегию».

8. Опирайтесь на уже существующее. У попыток создавать что-то новое внутри большой компании есть известные минусы, но есть и плюсы. Обязательно используйте существующую инфраструктуру, чтобы облегчить себе процесс разработки. Вы не только получите ресурсы, но и подружитесь с другими сотрудниками, которые начнут чувствовать себя частью вашей команды.

9. Собирайте и делитесь данными. Придет день, когда бухгалтер или юрист заметит вас и усомнится в резонности существования вашего проекта. Если вам повезет, это произойдет позже, но все равно это произойдет. Готовьтесь к этому дню: 1) собирайте данные о том, сколько вы потратили и чего добились; 2) делитесь ими открыто. В крупных компаниях наличие данных порой предупреждает появление антител, но когда эти антитела появляются, данные собирать бывает уже поздно.

10. Пусть вице-президенты приходят к вам. Думаете, первым делом нужно добиться от вице-президента одобрения вашего проекта? Вовсе нет. Это один из последних шагов. Вице-президент согласится с вашей идеей и будет больше ее поддерживать, если это он сам «обнаружит» ее и затем обратится к вам с предложением ее проспонсировать. Вам нужно добиться, чтобы вице-президент «случайно» сделал это открытие в нужное время, но это отнюдь не означает, что нужно добиваться разрешения на старте.

11. Сворачивайтесь, когда все готово. Красота внутреннего предпринимательства заключается в том, что так можно разрабатывать новые продукты быстрее обычных инженеров. К сожалению, плотность и тесные связи, которые делают группу внутренних предпринимателей столь успешной, могут привести к ее падению, если группа продолжает существовать отдельно и отчужденно.

12. Перезагружайте мозг. Начать что-то внутри крупной компании — это требует новых моделей поведения. В сущности, приходится полностью перезагрузить свой образ мысли.

Это отрывок из новой книги предпринимателя, маркетолога, бывшего главного евангелиста Apple Гая Кавасаки The Art of the Start 2.0. Оригинал здесь — guykawasaki.com/the-art-of-leading/.

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы