Как начать день: 5 утренних приемов для максимальной производительности
Правильная прокрастинация, «волшебные часы» и другие советы экспертов.
СаморазвитиеЧто лучше всего предпринять в начале дня, чтобы реально добиться результата?
Лора Вандеркам изучила расписания высокоэффективных людей. Что она обнаружила? Почти у всех есть особый утренний режим. Я проинтервьюировал кучу экспертов об их секретах производительности: Тима Ферриса, Кэла Ньюпорта, Дэна Ариели, Чарльза Дахигга и других.
Но вы заняты. Вам некогда все это читать. Вам нужен план. Окей, тогда я суммирую это для вас и составлю короткий план.
1. Перестаньте быть реактивным
Вставайте раньше, чем начнется дневное безумие. Не проверяйте почту и не делайте вообще ничего, что продиктует вам те или иные действия. Когда я разговаривал с Тимом Феррисом, автором бестселлера «Как работать 4 часа в неделю», он сказал:
Я стараюсь, чтобы первые 80-90 минут моего дня были как можно более одинаковыми. Я думаю, что такая процедура необходима, чтобы чувствовать контроль над ситуацией — это снижает тревожность, а значит, делает вас продуктивнее.
Но большинство из нас встают и обнаруживают, что какой-то процесс уже идет. Надо куда-то мчаться. Приходят письма. И вот вы уже отстали.
Так не удивительно, что вы не добиваетесь своих целей. Вы сразу начинаете с того, что мир бросает на вас, а затем просто реагируете, реагируете, реагируете, когда приходит что-то новое, а потом день кончается или вы просто уже слишком измотаны, чтобы сделать что-то важное.
Нужно проснуться, пока не началось сумасшествие. Пока вам не начали предъявлять требования. Пока у ваших планов на день не появились конкуренты.
2. Определите 3 реально важных вещи сегодня
Кэл Ньюпорт такой продуктивный, что мне даже плакать хочется. Он профессор Джорджтаунского университета, производит массу научных статей, написал четыре книги, он отец и муж. И он каждый день заканчивает работу в 17.30. Что же он мне рассказал?
Не все задачи одинаковые. Большинство из нас сталкиваются с делами двух фундаментально разных видов: поверхностные и глубокие:
Поверхностные задачи — это мелочи вроде писем, совещаний, передачи информации. Это то, что не задействует ваши реальные таланты. Глубокая работа требует от вас использовать свои способности до предела. Она производит высокоценные результаты и улучшает ваши навыки.
Благодаря поверхностной работе вас не увольняют — но благодаря глубокой ваша карьера движется вперед. А значит, она и должна быть приоритетной.
Гэри Келлер в своей книге The ONE Thing применяет принцип Парето к рабочему дню: «Большинство из нас получают 80% результатов благодаря 20% сделанной работы. Сосредоточьтесь на этих 20%».
Что реально двигает дело вперед, а не просто позволяет протянуть время? Что дает диспропорционально ценные результаты? Именно это и делайте.
И не допускайте неясности. Определите, что конкретно нужно сделать. Исследования показывают, что наличие конкретных целей связано с колоссальным повышением уверенности и чувства контроля.
3. Потратьте свои «волшебные часы» на эти три цели
Не все задачи одинаковые — и не все часы в сутках тоже.
Дэн Ариели — экономист и психолог из Университета Дьюк, автор бестселлера «Предсказуемая иррациональность». Он уверен, что каждый день у нас есть 2-2,5 часа пиковой производительности. В это время вы можете быть на 30% эффективнее. Вот что он говорит:
Оказывается, большинство людей производительны в первые два утренних часа. Не сразу после пробуждения, но если вы встаете в 7 утра, то вы будете производительнее всего примерно в 8 — 10.30.
Исследования Дэна подтверждаются другими работами. Я уже писал о том, что ваш ум острее всего через 2,5-4 часа после пробуждения. И вы хотите потратить это время на звонки и совещания?
Исследования показывают, что внимание и память, способность ясно мыслить и обучаться может варьироваться на 15-30% в зависимости от времени дня. Большинство из нас достигают пика через два-два с половиной часа после пробуждения. Это подтверждается и исследованиями режима жизни гениев — большинство производили свои лучшие труды в начале дня.
Именно в эти часы стоит работать над своими тремя целями. Специально выделите их для этого. Ну а если вы сова, то выберите ночные часы, которые для этого подойдут. Главное, чтобы ключевые задачи выполнялись в ключевое время.
4. Придумайте стартовый ритуал
Чарльз Дахигг — репортер New York Times и автор бестселлера «Сила привычки». Что же он говорит о борьбе с прокрастинацией и достижением результата? Закончить дело — не такая проблема, считает он, как начать его:
Есть способ задействовать привычное поведение для борьбы с прокрастинацией — разработать привычный подход к запуску новых дел. Когда люди говорят о прокрастинации, обычно их мучает первый шаг. И в целом, если этот первый шаг удается ввести в привычку, дальше гораздо проще.
Возможно, для вас сигнал, что вы начинаете заниматься делом — это выпить чашку кофе. Или, может быть, у вас есть место в квартире или офисе, где вы обычно продуктивнее всего. Окружающая обстановка сама активирует привычное поведение, мозг иногда этого даже не замечает. Привычки возникают из постепенного усвоения ассоциаций между действием и последствиями, а также ассоциирующимися с ними контекстами. Когда привычка сформирована, разные элементы контекста могут служить сигналом, активирующим поведение, независимо от намерения и наличия конкретной цели. Сознание часто даже не вовлекается в этот процесс.
5. Опирайтесь на «позитивную прокрастинацию»
Да, прокрастинация может быть делом полезным — но это должна быть правильная прокрастинация.
Когда вы обычно успеваете сделать тысячу дел? Когда избегаете того единственного, что вас жутко пугает.
Если вы знаете, что не можете сделать это страшное дело прямо сейчас, не отвлекайтесь на Facebook или видеоигры. Скажите себе, что избегать его — нормально, если вы при этом сделаете другое дело из вашего списка, которое стоит, скажем, под номером два.
Автор книги The Art of Procrastination Джон Перри приводит хороший метод, позволяющий обвести себя вокруг пальца и добиться таким образом значительной продуктивности:
Ключевое для продуктивности — это брать на себя больше обязательств, но относиться к ним методично. Вверху вашего списка дел поставьте пару пугающих (если не невозможных) задач, которые звучат как очень важные (хотя таковыми не являются) и как будто имеют дедлайны (хотя на самом деле нет). Затем, идя дальше по списку, добавьте несколько вполне выполнимых дел, причем реально значимых. И сделать их становится способом не сделать то, что стоит в списке выше.
Аналогичную вещь советует Пирс Стил, автор книги The Procrastination Equation: «Мой лучший прием — это играть на конкуренции моих проектов: прокрастинировать над одним, работая над другим». Мы готовы усердно работать даже над самой жуткой задачей, если это позволяет нам не делать нечто еще более неприятное.
Эрик Баркер — журналист, эксперт по производительности, автор популярного блога Barking Up The Wrong Tree.