€ 95.62
$ 89.10
Верхом на звезде: почему важна история одомашнивания лошадей

Верхом на звезде: почему важна история одомашнивания лошадей

Археолог Уильям Тейлор считает, что человек и лошадь вместе не так давно, как кажется

История
«Сияние ночи» (734-756, Хань Гуань)

На протяжении всей истории человечества ни одно животное не оказало на нее более глубокого влияния, чем лошадь. Но когда и как люди одомашнили этих животных, для науки до сих пор остается загадкой.

Ранние предки человека охотились на лошадей около полумиллиона лет назад, используя деревянные копья – самое первое оружие, а кости убитых животных служили им инструментами. Для художников позднего палеолита – примерно 30 000 лет назад – лошадь была музой: среди животных ее изображение в наскальной живописи Евразии встречалось чаще всего.

После своего первого одомашнивания лошади стали основой скотоводческой жизни в степях Внутренней Азии, а ключевые изобретения – колесница, седло и стремя – помогли сделать лошадей основным средством передвижения в путешествиях, коммуникациях, сельском хозяйстве и военных действиях на большей части древнего мира. С помощью мореплавания эти животные в конечном итоге достигли берегов всех континентов – даже Антарктиды, хотя и ненадолго.

По мере своего распространения лошади трансформировали среду, социальные структуры и экономику в колоссальных масштабах. И только промышленная механизация смогла заменить их в той практически глобальной роли, которую они играли в социуме.

С учетом того, насколько велико влияние лошадей на человеческую историю, важный шаг к пониманию мира, в котором мы живем сейчас, – это понимание, как, когда и почему они были одомашнены.

Выяснить это оказалось нелегко. В своей новой книге «Стук копыт: как лошади сформировали историю человечества» я собрал новые археологические свидетельства, которые позволяют ученым вроде меня пересмотреть наши представления об этой истории.

Гипотеза одомашнивания лошади

В качестве возможной отправной точки одомашнивания лошадей долгое время рассматривалось практически любое место на Земле и любой период – от Европы десятки тысяч лет назад до Саудовской Аравии, Малой Азии, Китая и даже Америки.

Среди версий одомашнивания однозначно доминирует индоевропейская, или «курганная гипотеза». Согласно ей, лошадь оседлали примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры обитатели степей Западной Азии и Причерноморья, известные строительством курганов (больших погребальных насыпей) и относимые к Ямной культуре. Новообретенная мобильность этих ранних всадников стимулировала массовые миграции по всей Евразии, способствуя распространению индоевропейских языков и культур.

Но каковы реальные доказательства, подтверждающие курганную гипотезу о первом одомашнивании лошади? Многие из наиболее важных подсказок получены из костей и зубов древних животных с помощью археозоологии. За последние 20 лет данные этой науки, кажется, сошлись на идее, что впервые лошадей одомашнили представители Ботайской культуры в северном Казахстане – здесь на стоянках, датируемых четвертым тысячелетием до нашей эры, ученые нашли большое количество лошадиных костей.

Стали накапливаться и другие виды убедительных косвенных доказательств. Археологи обнаружили следы того, что выглядело как отверстия для столбов забора, которые могли быть частью древних загонов. Они также нашли фрагменты керамики с остатками конского жира, который, судя по изотопному анализу, мог откладываться в летние месяцы при сборе кобыльего молока.

Однако научным суперсвидетельством стали обнаруженные патологические изменения на зубах и челюстных костях некоторых ботайских лошадей. Как у многих современных и древних лошадей, используемых для езды верхом, их зубы были стерты или мундштуком уздечки, или удилами.

Вместе эти данные убедительно указывают на то, что около 3500 лет до нашей эры лошадь была одомашнена на севере Казахстана – это не совсем территория Ямной культуры, но географически достаточно близко, чтобы продолжать придерживаться курганной гипотезы.

Однако некоторые аспекты Ботайской истории разрушают ее единство. С самого начала несколько исследований показали, что совокупность обнаруженных здесь лошадиных останков отличалась от тех, что были найдены в большинстве более поздних скотоводческих культур – в Ботае оказалось поровну самцов и самок репродуктивного возраста. Казалось бы, регулярное убийство здоровых половозрелых животных должно привести к уничтожению племенного стада. Однако подобная демографическая совокупность типична для останков животных, на которых охотились. У некоторых ботайских лошадей даже остались застрявшие среди ребер наконечники стрел – это доказывает, что они погибли во время охоты, а не забоя.

Подобные нерешенные вопросы стали угрозой фундаментальному консенсусу, связывающему одомашнивание лошадей с Ботайской культурой.

Новые научные инструменты ставят еще больше вопросов

В последние годы – в результате быстрого прогресса археологических и научных инструментов – основные предположения о Ботайской и Ямной культурах, а также о начале совместной истории человека и лошади были опровергнуты.

Улучшенные биомолекулярные инструменты показали, что происходившее в Ботае имело мало общего с одомашниванием лошадей, живущих сегодня. Согласно геномному секвенированию, проведенному в 2018 году, домашние лошади не являются потомками животных из Ботая, их потомок – лошадь Пржевальского, дикий родственник, который никогда (по крайней мере, в известной истории) не был одомашнен.

Кроме того, мы с коллегами, проанализировав связанные с верховой ездой изменения костей у останков из Ботая, увидели, что сходные проблемы присутствовали и у диких лошадей Северной Америки, которые жили в ледниковый период и которых, конечно, никто не оседлывал. В результате мы утверждаем: несмотря на то, что верховая езда способна вызывать изменения зубов и костей челюсти, подобные проблемы у ботайских лошадей могли быть связаны с естественной деформацией в процессе жизни.

Это открытие вновь поставило вопрос: а вообще ездили ли в Ботае верхом?

Оставляя курганную гипотезу в прошлом

Предпринятые в последние годы попытки разобраться в археологических данных, касающихся одомашнивания лошадей, только усилили противоречия.

Например, в 2023 году археологи отметили, что деформации костей ног, обнаруженные у людей из ямных и ранних восточноевропейских захоронений, очень похожи на те, что характерны для всадников – и это соответствует курганной гипотезе. Но подобные проблемы могут быть вызваны и другим использующим животных транспортом, например, телегами, обнаруженными в памятниках Ямной культуры.

Тогда как археологам стоит интерпретировать эти неоднозначные сигналы?

Возможно, к более ясному пониманию мы ближе, чем думаем. Согласно детальному исследованию генома ранних евразийских лошадей, опубликованному в журнале Nature за июнь 2024 года, ямные лошади не были предками первых домашних лошадей (известны как линия DOM2) и у них нет таких генетических доказательств контролируемого размножения, как, допустим, инбридинг.

Первые лошади DOM2 появляются примерно на полторы тысячи лет позже ямных – около 2000 года до нашей эры, и это близко к появлению первых, зафиксированных в археологических источниках захоронений лошадей и колесниц.

Сегодня все линии доказательств ведут к идее, что одомашнивание лошадей, вероятно, произошло всё же в причерноморских степях, но гораздо позже эпохи курганной гипотезы. Человек начал контролировать этих животных накануне взрывного распространения лошадей и колесниц по всей Евразии в начале второго тысячелетия до нашей эры.

Конечно, многое еще предстоит выяснить. В отмеченном выше исследовании авторы указывают на некоторые интересные закономерности в ботайских данных, например, колебания в генетических оценках времени поколения – иными словами, за какой в среднем срок популяция производит потомство. Означает ли это, что в Ботае выращивали диких лошадей Пржевальского, но не как транспорт, а как пищу? Возможно. Будущие исследования позволят это узнать наверняка.

В любом случае из противоречивых данных ясно одно – начало истории человека и лошади готово к пересказу.

Источник

Свежие материалы