Следовать за умной толпой: метод «двух бритв» для лучших решений
Философ Джонни Томсон рассказывает, как применять два метода: «бритва рано или поздно» и «бритва умных друзей»
СаморазвитиеСуществует множество способов узнать возраст человека. Можно определить его по морщинам на лице или по количеству седых волос (и их отсутствию). Можно понаблюдать, насколько осторожно человек садится и как он при этом охает. Но один из самых верных способов — посмотреть, какими мемами он делится.
Когда я преподавал, студенты показывали мне короткие ролики со странными танцами под странную музыку и с использованием не менее странных слов. Они были достаточно забавными, но совершенно чуждыми для меня. И с другой стороны, всякий раз, когда мой отец приезжает в гости, он показывает мне «забавную фотографию, которая тебе понравится, Джонни». Он отводит меня в сторону, передает телефон и ждет неизбежного смеха. Почти всегда я уже видел эту картинку. Большинство пользователей интернета ее видели. Мему, вероятно, уже много лет. Но, поддавшись ожиданиям во взгляде старичка, я буду фальшиво смеяться, как Лоуренс Оливье в его лучшие годы.
За историей о мемах и стариках скрывается удивительно проницательный и весьма практичный совет, который стоит использовать в повседневной жизни. Все дело в том, что нужно быть более внимательным к тому, где мы слышим те или иные вещи.
В нужное время в нужном месте
В апреле прошлого года писатель Джордж Мак познакомил нас с идеей «бритвы рано и поздно». Он объяснил так: «Если об этом говорят на LinkedIn или Facebook (запрещен в РФ), вы определенно опоздали». Другими словами, будьте бдительны: источник идеи часто говорит вам так же много, как и сама идея.
Многие люди используют разные соцсети для разных целей. Например, если в каком-то месте произошли беспорядки, вы, скорее всего, откроете X. Обычная газета тоже напишет о случившемся, но вряд ли информация будет свежей и актуальной. Конечно, если вы ищете что-то качественное и проверенное временем, вы не найдете это в ленте «сортировать по новизне» на Reddit. Вы обнаружите такое у умных и эрудированных комментаторов на Substack или на LinkedIn, когда пыль уляжется. В старых новостях нет ничего плохого. Более того, зачастую они более вдумчивы, чем сводки «на коленке». Это просто разные вещи.
Аналогично этому есть метод «бритва умных друзей». Он заключается в том, чтобы быть внимательным к тому, от кого вы что-то слышите. В этом случае, если все ваши умные друзья говорят о чем-то, это, вероятно, стоит обсудить. Если все, кого вы уважаете и кому доверяете, сосредоточены на определенной теме, это хороший признак того, что и вам следует обратить на нее внимание. Может, это ставка, которую нужно сделать, или мудрость, которую нужно принять. Речь может идти о хороших автомобилях, о том, куда поехать в отпуск, или о сериале, который стоит посмотреть. Это не значит, что вы должны следовать за толпой. Это значит, что вы должны следовать за умной толпой.
Как пользоваться методом «бритв»
Когда философы или писатели используют «бритву», они имеют в виду диагностические инструменты, используемые для оценки идей. Бритва — это хороший способ распознать ценное и отбросить чепуху. Как это сделать?
Знайте, кого спросить. На моей последней работе был Патрик, невысокий мужчина средних лет, который был неизменно любезен. И почти все писали Патрику по электронной почте. Так было потому, что Патрик все знал: от сплетни с рождественской вечеринки до непонятных поправок на 38-й странице руководства для сотрудников. Он был справочником, энциклопедией и отделом кадров в одном лице. Свой Патрик есть в каждой компании. Один из самых важных аспектов продуктивной и счастливой работы — знать, с кем и о чем говорить. Поэтому спрашивайте. Найдите своего Патрика!
Следите за тенденциями. Легко закатывать глаза на вирусные ролики и недоуменно оглядываться на какой-нибудь последний тренд, но почти для всех компаний это возможности, так что используйте социальные сети, чтобы их выявить. Конечно, всегда найдется часть общества, которая с усмешкой отнесется к отсылке на мем, но скорее всего его вспомнят. Согласно статье 2014 года, опубликованной исследователем Паниагуа, социальные сети — это бесценный инструмент, предоставляющий бесплатные данные о миллиардах людей и их привычках в области расходов. В той статье выделено четыре эффективных способа, с помощью которых социальные медиа могут улучшить бизнес: «социальный капитал, выявленные предпочтения клиентов, социальный маркетинг и социальные корпоративные сети».
Ставьте на черепаху. Бритва «рано или поздно» — это не оценочное утверждение, а скорее констатация факта: одни места хороши для быстрых новостей, а другие — для старых. То же самое можно сказать и о бизнес-решениях. Не все нужно делать мгновенно. Если только вы не врач скорой помощи, у вас, вероятно, есть время, чтобы немного поразмыслить, прежде чем действовать. На самом деле, если не спешить с размышлениями и делать все правильно, это часто приносит невероятные результаты. Бывший переговорщик ФБР по похищениям Крис Восс говорит об этом следующим образом: «Мы часто торопимся быстро принимать решения. Однако, как бы это ни казалось нелогичным, замедление темпа может сэкономить время и принести лучшие результаты».