«То, что не записано в календаре, — не существует»

«То, что не записано в календаре, — не существует»

Как планировать, когда внимание рассеивается, мысли путаются, мозг закипает

Образ жизни Саморазвитие
Иллюстрация: HuffPost

Нейротипичные люди временами могут обойтись без планирования. А для человека с СДВГ (этот синдром называют чуть ли не главной болезнью современности) планирование — жизненно важное условие заботы о себе. Психиатр Анастасия Афанасьева в своей книге «Кажется, у меня СДВГ» рассказывает, как систематизировать этот процесс и не запутаться в количестве дел.

Кратковременная память человека похожа на cash-память компьютера. Объем ее невелик, и предназначена она только для обработки и оперирования нужными в текущем моменте данными. Поэтому, перегружая ее попытками запомнить, что где лежит, не забыть кому-то позвонить в конце недели, удержать план работы на завтра, мы получаем ситуации, когда наш мозг, который к тому же еще умудряется постоянно отвлекаться на все подряд, просто закипает. Чтобы с этим справиться, человечество придумало планирование. Да-да, именно это противное, нудное занятие.

Разгрузить голову

Цель: перестать пытаться удержать в голове все дела и наглядно разместить их в одном месте, чтобы иметь возможность оценивать свою нагрузку и гибко управлять ею.

Мантра для человека с СДВГ: то, что не записано в календаре, — не существует. Поэтому если вы решили понадеяться на свою память, то — зря.

Итак, чтобы выгрузить все из своей многострадальной головы и облегчить себе жизнь, вам потребуется всего две вещи: календарь и to do list (записная книга).

Календарь

Он должен быть один. Всего один! Отдельные для личных дел и для работы — не подойдут. Жизнь у нас одна, поэтому рабочие и личные дела легко могут накладываться друг на друга. Вы будете оценивать свою занятость и нагрузку по одному календарю, а второй упустите из виду и все перепутаете. Не менее важный фактор — чем больше у вас календарей, записных книжек, списков на листочках и т. д., тем меньше шанс, что вы будете использовать хоть что-то.

Календарь может быть любой: бумажный, электронный, отрывной — неважно. Самое главное — он всегда должен быть под рукой, чтобы в любой момент вы могли посмотреть, когда у вас есть свободное время, и сразу же записать новое дело или встречу. Так вам не придется напрягать память, пытаясь запомнить все важное, а в итоге обнаружить, что во время деловых переговоров вы должны забрать ребенка с тренировки.

Также важно, чтобы в вашем календаре была видна вся неделя, а не только один день. Это поможет эффективнее управлять своей нагрузкой и распределять дела.

Я перепробовала много вариантов, пока не остановилась на электронном календаре, который можно открыть и с компьютера, и с телефона. Стало гораздо проще и удобнее, но иногда, к сожалению, все же случаются ситуации, когда я забываю убрать отмененные встречи или заношу дела не на тот день. Однако ушла сильная тревога о том, что я что-то забуду или перепутаю.

Вам важно создать свою систему контроля времени. Нет одного идеального варианта для всех, но можно найти то, что будет работать именно для вас.

Нужно вносить в календарь:

Все встречи с указанием времени
Дела, которые надо сделать к конкретной дате или часу
Дела, порядок выполнения которых вам понятен
Рутинные дела, которые пока не получается выполнять регулярно

Не нужно вносить в календарь:

Рутинные дела, которые не вызывают у вас трудностей (например, завтрак)
Просто все дела подряд, которые у вас есть

Почему в календарь не стоит вносить все мелкие и рутинные дела? Во-первых, в пылу рвения к новому занятию вы можете начать записывать все подряд, чтобы заполнить каждую свободную минутку. В этом случае вы, скорее всего, сделаете 2–3 дела, потом что-то пойдет не так, и вы все забросите. Во-вторых, вы перегрузите расписание и потеряете важные дела. В-третьих, у вас должны остаться свободные «окошки», чтобы по ходу дня можно было быть гибким и выполнять в эти промежутки дела, которые вам подкидывает жизнь (срочный созвон или совещание).

Записная книжка / to do list

Задача записной книжки — хранение списка дел, которые вам необходимо сделать. Она тоже всегда должна быть под рукой, чтобы в любой ситуации вы могли сразу записать любую пришедшую в голову мысль о важном деле или задаче и разгрузить память.

В список попадают все дела, независимо от важности. Если их слишком много и ориентироваться сложно, лучше разделить на блоки: работа, дом, увлечение и т. д. Самое важное — каждый день из этого списка вы будете выбирать дела, которые необходимо сделать сегодня, и разделять их по важности (об этом поговорим далее), а затем в определенном порядке переносить в календарь.

Как начать вести календарь и записную книжку

Алгоритм:

1) Найдите все ваши:

a) блокноты,
b) записные книжки,
c) листочки с заметками,
d) стикеры, расклеенные повсюду,
e) заметки в телефоне,
f) календари и т. д.

2) Соберите их в одном месте — они вам пригодятся, но потом.
3) Выберите для календаря приложение или купите бумажный (только что-то одно!).
4) Выберите для записной книжки приложение или купите бумажную — тоже что-то одно.
5) Перенесите в календарь все запланированные дела из разных календарей.
6) Запишите в записную книжку все дела из блокнотов, листиков, стикеров и т. д.
7) Сожгите все ненужные старые блокноты.
8) Вы великолепны!

Подробнее о книге «Кажется, у меня СДВГ» читайте в базе «Идеономики».

Свежие материалы