От книги до чата: как формат текста влияет на понимание

От книги до чата: как формат текста влияет на понимание

Привычки людей к чтению сильно изменились, но поколение Z может вернуться к печатным книгам

Образ жизни
Илья Репин "Чтение вслух" (фрагмент)

Будет ли когда-нибудь написан еще один «Гарри Поттер»? С 1997 по 2007 год казалось, что каждый ребенок (и даже его родители) читает легендарные романы Дж. К. Роулинг о приключениях худенького подростка в школе чародейства и волшебства. Дети по всему миру посещали праздничные вечера, посвященные выходу новых частей, наряжались в костюмы ведьм и волшебников и проводили долгие часы, в который раз перечитывая увесистые романы.

Но с начала XXI века, когда цифровое чтение сайтов, блогов, электронных писем, сообщений в социальных сетях и чатах стало вытеснять печатный формат, число детей, читающих для удовольствия, резко сократилось. Возможно, мы больше никогда не увидим такого явления, когда серия книг полностью захватила внимание детей.

Как показал недавно опубликованный метаанализ, книги потеряли популярность в молодежной среде, а более широкий переход на цифровое чтение может иметь и пагубные последствия: он негативно сказывается на навыках понимания прочитанного.

Чтение и понимание

В 2011 году ученые проанализировали 99 исследований, посвященных влиянию чтения печатных книг на развитие у детей навыков понимания. Как и следовало ожидать, они обнаружили значительный эффект. Чем чаще дети читали печатную литературу, тем лучше они понимали и вспоминали прочитанное. Более того, оказалось, что чтение в печатном виде способствует дальнейшему циклическому развитию: по мере того как юные читатели знакомились с более длинными и сложными текстами, их навыки чтения улучшались, что побуждало их обращаться к еще более сложным произведениям, которые развивали эти навыки дальше.

Для нового метаанализа ученые из Университета Валенсии в Испании объединили 26 исследований, в которых приняли участие около 470 000 человек. В каждом исследовании изучалось влияние чтения в цифровом формате на понимание. Выяснилось, что цифровое чтение улучшает навыки понимания, но его положительный эффект в шесть-семь раз меньше, чем у печатного формата, и меньше всего он проявляется у детей.

Авторы пришли к выводу: «Большая доля [воздействия] цифрового чтения… может отвлечь читателей младшего возраста от создания прочной основы для чтения… в важный период перехода, от момента, когда дети только учатся читать до того, как чтение становится инструментом обучения».

Почему цифровое чтение гораздо менее полезно? Авторы привели множество предположений. Во-первых, лингвистическое качество цифрового текста, как правило, гораздо ниже. Например, общаясь в чате, мы часто используем неформальный язык с упрощенной лексикой и игнорируем грамматические правила. Содержание также обычно намного короче, не требует концентрации внимания и памяти, которые необходимы для понимания более длинных произведений с запутанным повествованием и многочисленными персонажами.

По мнению Наоми С. Бэйрон, профессора мировых языков и культур, материальные свойства книги также могут особым образом способствовать запоминанию информации. «При чтении бумажной книги мы листаем ее, визуально запоминаем расположение отдельных страниц. Люди часто связывают воспоминания о прочитанном с тем, где именно в книге или на странице это было напечатано, — объясняет она. — Физические свойства книги или журнала (запах, внешний вид, ощущения) также могут сделать чтение более приятным. Если читатель получает удовольствие от чтения, ничего удивительного в том, что оно приведет к более глубокому пониманию».

И наконец, при чтении цифровых материалов отвлекающие факторы в виде социальных сетей, YouTube и видеоигр часто находятся всего в одном клике, что мешает полноценному восприятию текста. В недавнем исследовании, проведенном среди студентов Университета Западной Вирджинии, две трети опрошенных признались, что часто или очень часто просматривают социальные сети во время чтения.  Более половины респондентов заявили, что социальные сети негативно влияют на их привычки чтения.

Подростки, как правило, хуже контролируют импульсы, они могут быть более восприимчивы к отвлекающим факторам, чем взрослые, когда занимаются чтением в цифровом формате. Кроме того, они не столь хорошо освоили словарный запас и грамматические правила, а значит, будут сталкиваться с более примитивной письменной речью в социальных сетях и чатах с друзьями. Именно по этим причинам авторы рекомендуют родителям и учителям ограничить время, проводимое детьми с цифровым контентом, или, по крайней мере, сделать акцент на печатных произведениях или использовании базовых электронных «читалок» с чернильными экранами. (Исследование, проведенное в 2019 году, в основном не показало разницы в понимании прочитанного в бумажном виде и в электронной книге такого формата, хотя читатели не так эффективно определяли местоположение событий во временном пространстве истории).

Будут ли подростки следовать советам старших? Бэйрон приводит данные, свидетельствующие о том, что это возможно.

«По последним данным Американской библиотечной ассоциации, современное поколение Z (возраст 13-25 лет) делает удивительный выбор по сравнению с миллениалами (26-40 лет). Представители поколения Z не только читают больше книг в месяц (предположительно, для удовольствия), чем их предшественники, но и отдают предпочтение именно печатным вариантам».

Она также отметила результаты собственного исследования, показавшего, что большинство студентов с готовностью признают, что они лучше учатся и легче концентрируют внимание, когда читают печатную литературу.

Смогут ли следующие поколения вернуться к бумажным книгам? Время покажет.

Источник

Свежие материалы