Парад мускулов: как соцсети формируют комплекс слабости у сильного пола

Парад мускулов: как соцсети формируют комплекс слабости у сильного пола

Фальшивые образы идеальной красоты в интернете действуют не только на девушек: все больше молодых людей сталкиваются с дисморфией тела

Образ жизни
Фото: Fernando Rojas/Flickr

Идеалы мужского тела значительно изменились. Хотя мужчины всегда стремились быть мускулистыми, последние два десятилетия мы наблюдаем, как требования к физической форме ужесточаются. Сегодня мужское тело, ставшее предметом культа, не только имеет четко очерченные мышцы плеч, груди и рук; оно также должно обладать низким процентом жира, отчетливыми шестью кубиками пресса и ягодицами идеальной формы.

Как отмечает Сара Берри, автор статей о здоровье, эта «игра мускулов» становится очевидной, если взглянуть на иконы мужественности из фильмов о супер-героях. Актер Хью Джекман, сыгравший Росомаху в 2000 году, был воплощением прекрасной формы и «мускулов» того времени. В 2006 году накаченные герои фильма «300 спартанцев» дали старт буквальной гонке вооружений, из-за чего у таких персонажей как Тор, Супермен и Черная Пантера телосложение становилось все более рельефным. Даже версия Росомахи Джекмана 2000 года выглядит «как рыхлой» по сравнению с его последними фильмами.

«Изменились представления о том, как должно выглядеть тело юноши, мужчины или героя, к чему нужно стремиться, — говорит Берри. — Это искажает представление многих о том, что является нормальным и на что люди готовы пойти, чтобы достичь этой нормы».

Социальные сети придали ускорение этой искаженной картине. Инфлюенсеры TikTok и Instagram (принадлежит компании Meta, чья деятельность запрещена в РФ) проповедуют, что накачанная мускулатура достижима для каждого, у кого хватит стойкости и силы характера, чтобы ее добиться. Например, Брайн Джонсон — он же Liver King — утверждает, что его физической формы легко добиться, если следовать десяти «заповедям предков». Его послания ежедневно получают миллионы подписчиков, между тем он всего лишь один из многих качков, торгующих своими товарами в социальных сетях (Джонсон среди прочего продает «БАДы предков» онлайн).

Но эти сигналы оказывают дурное влияние на самооценку молодых мужчин. На самом деле, исследования показывают, что чем больше времени подростки и молодые мужчины проводят в социальных сетях, тем выше вероятность того, что у них сформируется неверное представление о теле.

Социальные сети и проблемы с восприятием

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Eating and Weight Disorders, рассматривалась связь между временем у экрана и симптомами мышечной дисморфии (типа дисморфического расстройства тела, при котором человек считает себя слабым, даже если он в хорошей физической форме и здоров). Мышечная дисморфия приводит к навязчивому желанию тренировок и строгим диетам. Поведение может также включать постоянный осмотр себя в зеркале, избегание публичных выступлений, постоянное изменение цели «идеальной формы» и, в некоторых случаях, использование анаболических стероидов.

Чтобы выявить эту связь, специалисты проанализировали данные канадского исследования поведения подростков в отношении здоровья, касающиеся использования экрана и образа тела. Экранное время включало в себя использование социальных сетей, а также отправку сообщений, просмотр телевизора, видеочаты, видеоигры и просмотр видео онлайн. Образ тела оценивался с помощью опросника мышечного дисморфического расстройства.

Исследователи обнаружили, что симптомы мышечной дисморфии были связаны с увеличением времени работы с экраном. В частности, чем больше времени проводили юноши за текстовыми сообщениями и в социальных сетях, тем более выражены были симптомы расстройства. Среди девушек это было время, проведенное за текстовыми сообщениями, видеочатами и просмотром видео.

«Наши данные подтверждают мысль о том, что различные формы использования экрана могут способствовать возникновению факторов риска мышечной дисморфии, включая неудовлетворенность формой и стремление достичь социокультурных идеалов тела», — утверждает Кайл Гэнсон, ведущий автор исследования и доцент факультета социальной работы Университета Торонто.

Он добавил: «Родители, медицинские работники и специалисты в области общественного здравоохранения должны задуматься о том, как мы можем ограничить или сделать безопасным использование гаджетов для молодых людей, чтобы сохранить психическое здоровье и уменьшить риски заболеваний, в том числе и мышечной дисморфии».

Чем дольше у экрана, тем ниже самооценка?

Несмотря на зависимость между социальными сетями и мышечной дисморфией у молодых мужчин, неясно, в какую сторону указывает стрелка причинно-следственной связи. Приводят ли уже существующие проблемы с образом тела к тому, что молодые мужчины ищут решения в социальных сетях? Или же парад идеальных мускулов в интернете вызывает у юношей разочарование в своей форме? Исследователи просто не могут ответить на эти вопросы, и конечно причины могут быть различны. Тем не менее предварительные работы, чтобы сделать выводы о роли социальных сетей, уже проводятся.

В ходе экспериментального исследования, опубликованного в журнале Psychology of Popular Media, было проведено четырехнедельное выборочное контролируемое испытание с участием 220 молодых людей. Возраст участников составлял от 17 до 25 лет, они регулярно пользовались социальными сетями и испытывали симптомы депрессии или тревоги. Исследователи отслеживали использование участниками социальных сетей в течение одной недели, чтобы определить исходный уровень, а затем случайным образом распределили их в контрольную или экспериментальную группу. Участники контрольной группы продолжали пользоваться социальными сетями в обычном режиме, а участников экспериментальной группы попросили ограничить их использование до одного часа в день. В начале и в конце исследования были проведены опросы об оценке собственного тела.

Хотя исследователи не рассматривали конкретно мышечную дисморфию, они обнаружили, что участники экспериментальной группы более благожелательно относились к своей внешности и весу по истечении трех недель. В то же время в контрольной группе значительных изменений не произошло. Эти результаты позволяют предположить, что интенсивное использование социальных сетей действительно влияет на представления о внешности.

«Социальные сети ежедневно демонстрируют пользователям сотни и даже тысячи изображений и фотографий, в том числе знаменитостей, модных или фитнес-моделей, что, как мы знаем, приводит к формированию идеалов красоты, которые недостижимы практически для всех. Это приводит к большей неудовлетворенности весом и формой тела», — заявил ведущий автор исследования Гэри Голдфилд.

Конечно, это исследование пробное, поэтому концепция имеет некоторые ограничения. Небольшой размер выборки означает, что мы не можем обобщить результаты на все население или сделать выводы относительно пола. Кроме того, небольшая продолжительность исследования не позволяет проанализировать его долгосрочный эффект. Тем не менее результаты оказались многообещающими, и исследователи планируют дальнейшую работу в этом направлении.

«Сокращение использования социальных сетей — это действенный метод, оказывающий краткосрочный положительный эффект на самооценку среди уязвимой группы пользователей, и его следует оценить как потенциальный компонент в лечении нарушений, связанных с образом тела», — добавил Голдфилд.

Нормально не быть суперменом

Какие выводы можно сделать? Во-первых, исследования, устанавливающие связь между социальными сетями и проблемами оценки своего тела у юношей и девушек, еще не завершены. Мы многое не знаем, потому что широкое использование социальных сетей — относительно новое культурное явление. Во-вторых, исследователям трудно отделить влияние социальных сетей от других потенциальных причин, таких как травля, чувство одиночества и проблемы в семье. Кроме того, есть загвоздка в том, что определенные типы личности могут просто быть более восприимчивы к негативному воздействию социальных медиа.

При этом данные имеют значимые тенденции. Хотя влияние социальных сетей на формирование самооценки доподлинно неизвестно, похоже, что они играют определенную роль, особенно среди молодых людей, которые проводят много времени в интернете. Исследования показывают, что длительное время, проведенное у экранов и в социальных сетях, связано с депрессией, тревожностью и расстройствами пищевого поведения.

Все это не означает, что социальные сети не могут быть здоровой, полезной и приятной частью жизни молодого человека. Просто, как и во многих других вещах, важны здоровые ограничения.

Есть еще одна важная вещь: хотя мы традиционно считаем оценку своего тела проблемой у многих девушек (и это, безусловно, так), юноши с той же вероятностью могут сталкиваться с непринятием своего тела под натиском социального давления и идеализированных образов мужской красоты.

«В современной культуре мужественность все чаще представляет собой не то, что ты делаешь, а то, как ты выглядишь. Поэтому ценность, которую общество придает мускулам, может объяснить, почему мышечная дисморфия все чаще встречается у мужчин», — считает Юэн Крэнсвик, старший преподаватель по спорту и лечебной физкультуре в Университете Лидса Беккета. (Стоит отметить, что «чаще» не означает «исключительно».)

Как могут помочь родители? Если ребенок живет с вами, то начните с того, что вместе с ним установить здоровые ограничения на экранное время. Не ставьте авторитарных ультиматумов, пусть это будет разговор, который поможет ему осознать причины ограничений, и в то же время, убедитесь, что он понимает ситуацию.

«В целом я бы сказала, что детям нужны границы. Они должны знать, что их родитель — точка опоры в море нестабильности, а это большая часть детства. Ребенку также нужно знать, что его видят и поддерживают. Я думаю, что дети всегда нуждаются в том, чтобы родители подтверждали два главных запроса: “я в безопасности?” и “я имею значение?”», — поделилась в интервью Бекки Кеннеди, медицинский психолог и эксперт по воспитанию.

Родители также должны научить детей, как правильно пользоваться социальными сетями. Учитесь вместе с ребенком критически относиться к заявлениям и информации, найденной в интернете. Объясните им, как в интернет-сообщениях формируется мировоззрение, коммерческий подтекст и представления о ценности, которые необязательно направлены на их благо.

Вернемся к персонажу Liver King, который был создан, чтобы продать добавки, а не улучшить жизнь и здоровье людей. Его посыл вводит многих людей в заблуждение: наши предки не придерживались диеты, которую предлагает блогер, а сам Джонсон принимал коктейль из стероидов и гормонов роста для создания своего так называемого «первобытного» телосложения.

Понимание того, что сфера развлечений и продаж искусственна, а также рассказы других людей, избавившихся от низкой самооценки, могут помочь развить критическое мышление.

Источник

Свежие материалы