Время – знания: почему миру не грозит истощение ресурсов

Время – знания: почему миру не грозит истощение ресурсов

Экономисты Мариан Тьюпи и Гэйл Пули оптимистично утверждают, что рост населения планеты не катастрофа, правда, если население – творцы

Будущее Экономика
Фрагмент фрески Диего Риверы "Человек, управляющий Вселенной"

Население планеты перешагнуло 8-миллиардный рубеж. Радоваться нам по этому поводу или горевать? Многие считают увеличение человечества катастрофой. И мыслители (от Томаса Мальтуса до Пола Эрлиха), и знаменитости (от Билла Махера до Такера Карлсона) полагают, что рост населения истощит ресурсы планеты до предела. И как не вспомнить Таноса, суперзлодея из «Мстителей», с его знаменитой репликой: «Эта вселенная конечна, ее ресурсы конечны. Если жизнь не остановить, она перестанет существовать. Это надо исправить».

Мы не согласны.

В 1800 году на планете жил всего один миллиард человек, а средняя продолжительность жизни составляла 28,5 лет. Сегодня она составляет около 73 лет: 71 год – у мужчин, 75 – у женщин. В отличие от наших предков у нас есть еще 45 лет жизни. И это много.

Если ресурсы «конечны», как получилось, что продолжительность жизни увеличилась на 156 процентов, а население – на 700 процентов? Просто Танос был прав лишь отчасти. Хотя число атомов на нашей планете ограничено, но ценность, получаемая с их помощью, потенциально безгранична. Разница между конечными атомами и бесконечной ценностью заключается в человеческом знании. Именно знание делает комбинацию и рекомбинацию атомов всё более ценной. И знание не ограничено законами физики. Оно фактически бесконечно.

Американский экономист Томас Соуэлл отмечал, что «пещерные люди имели в своем распоряжении те же природные ресурсы, что и мы сегодня, и разница между их уровнем жизни и нашим – это разница между знаниями, которые они могли применить для использования этих ресурсов, и знаниями, применяемыми сегодня». Если бы Танос понимал, что человеческое процветание связано со знаниями, а не с атомами, и что именно люди являются источником новых знаний, он использовал бы камни бесконечности для создания жизни, а не ее уничтожения.

Деньги vs время

Как мы измеряем рост знаний? Можно с помощью времени. Мы покупаем вещи за деньги, но платим за них временем. Это означает, что есть две цены – деньги и время. Денежная цена выражается в долларах и центах. Временная – в часах и минутах, и она равна цене в деньгах, разделенной на почасовой доход на момент покупки.

Если пицца стоит 20 долларов, а вы столько же зарабатываете в час, временная цена составит один час, или 60 минут. Если цена возрастет до 25 долларов, а доход увеличится до 30 долларов в час, временная цена снизится до 50 минут. Теперь вы за то же время можете получить пиццы на 20% больше. Один эксперт заметил, что «если вы можете производить то же количество за половину времени, вы в два раза умнее; ваши знания удвоились». Временная цена изящна, интуитивно понятна и проста. Это истинная цена, которую мы платим за то, что покупаем в жизни.

Почему временная цена лучше денежной

Временные цены имеют смысл как минимум по пяти причинам.

Во-первых, они содержат больше информации, чем денежные. Поскольку инновации снижают цены и повышают заработную плату, временные цены более полно отражают преимущества новых полезных знаний. Если смотреть на цены, не глядя на заработную плату, это половина картины. Временная цена дает возможность увидеть картину целиком.

Во-вторых, временные цены преодолевают все сложности, связанные с попытками конвертировать номинальные цены в реальные. Они позволяют избежать субъективных и спорных корректировок, таких как индекс потребительских цен, дефлятор ВВП (или неявный дефлятор цен), ценовой индекс расходов на личное потребление и паритет покупательной способности. Временные цены используют номинальную цену и номинальный почасовой доход в каждый момент времени, поэтому поправки на инфляцию не требуется.

В-третьих, временные цены могут быть рассчитаны на любой товар в любой валюте в любое время и в любом месте. Это означает, что вы можете сравнить временную цену хлеба во Франции и США (подсчитав, сколько минут французы и американцы должны работать, чтобы купить буханку хлеба, вы поймете, кто более обеспечен). Или вы можете сравнить временную цену хлеба в 1850 и 2022 годах, что покажет, насколько нынешние люди живут лучше своих предков.

В-четвертых, время является постоянной и независимой величиной. Международная система единиц (СИ) установила семь ключевых показателей. Из них шесть так или иначе ограничены временными отрезками. Время нельзя изменить или подделать.

В-пятых, у всех есть идеальное равенство во времени – 24 часа в сутки. Это позволяет нам сравнивать уровень жизни богатых и бедных.

Изобилие ресурсов, измеряемое временем

Мы считаем, что экономика может быть гораздо более понятной, если уйдет от денег и атомов к знаниям и времени. Используя временные цены, мы разработали аналитическую основу для измерения изобилия ресурсов на личном и глобальном уровне. Именно изменение временных цен в ретроспективе показывает, насколько лучше мы стали жить.

Мы установили, что временная цена 50 основных товаров, таких как нефть, пшеница, пиломатериалы и железная руда, с 1980 по 2020 год упала в среднем на 75,2%. Если взять нашу корзину из 50 основных товаров, то за один и тот же период времени в 1980 году можно было заработать ее одну, а в 2020 – уже четыре. Рост за 40 лет составил 303%. Личные ресурсы увеличивались в среднем на 3,55% в год, удваиваясь каждые 20 лет. За тот же период население планеты выросло на 75,8%. Учитывая, что глобальное количество ресурсов равно количеству личных ресурсов, умноженному на численность населения, мы определили, что глобальные ресурсы увеличились на 608%. На каждый процент прироста населения изобилие личных ресурсов увеличивалось на 4%, а глобальных – на 8%.

Настоящее неравенство – неравенство временное

Многих беспокоит неравенство в доходах. Поскольку у всех нас в сутках ровно 24 часа, вероятно, лучше определять неравенство с помощью времени, а не денег.

Возьмем Раджа из Индии и Рэя из Индианы. Предположим, что в 1960 году Радж ежедневно тратил семь часов, чтобы заработать на рис для еды. (В очень бедных странах это не редкость даже сегодня). К 2018 году временная цена риса упала на 86,2%. Сегодня внук Раджа, чтобы купить себе рис, работает всего 58 минут, и у него есть еще шесть часов и две минуты для занятия чем-либо другим.

Рэй в 1960 году, чтобы заработать на пшеницу для еды, ежедневно тратил не более часа. К 2018 году временная цена пшеницы упала на 87,5%. Теперь внук Рэя, чтобы купить пшеницу, работает меньше восьми минут. Внук Рэя выиграл 52 минуты, а внук Раджа – 363. В 1960 году временное неравенство составляло 360 минут, а к 2018 году оно сократилось до 50 минут.

Безграничные знания, неограниченное богатство

Рост знаний ограничен лишь количеством людей, которые могут свободно реализовывать свои идеи для создания ценности. Экономика – это наука о том, как люди создают ценности друг для друга, делая важные открытия и делясь ими на свободных рынках.

Некоторые считают, что нашей целью должна быть стабильность, но стабильность – это мышление конечными атомами. Инновации – это мышление знаниями. Мы не можем создать больше атомов, но мы можем создать больше знаний и, следовательно, больше богатства для всех на планете. Как нет ограничений на количество песен, которые вы можете сочинить с помощью 88 фортепианных клавиш, так нет и ограничений на рост знаний, способных комбинировать и рекомбинировать существующие атомы.

Глядя на мир с точки зрения времени и увеличения знаний, можно только испытывать глубокую благодарность к миллиардам живших до нас людей, которые работали, делали открытия, творили и делились своими идеями, чтобы наша жизнь стала намного лучше, чем их собственная. Поэтому давайте поприветствуем восьмимиллиардного члена нашей семьи творцов изобилия.

Источник

Свежие материалы