€ 99.79
$ 92.38
«Мы создадим искусственных пришельцев, возможно, с религиозными наклонностями»

«Мы создадим искусственных пришельцев, возможно, с религиозными наклонностями»

Футуролог и писатель Кевин Келли размышляет о том, какой может быть религия внеземных существ и роботов

Будущее
Фото: Lisa Hempel/Flickr

Во всех таксономиях есть «ламперы» и «сплиттеры». Первые склонны объединять категории, чтобы найти сходство и сказать: «Это в действительности одно и то же». Вторые чаще говорят: «Нет, это разные категории, и их нужно считать отдельно». Размышляя о вере на других планетах, я задумался о таксономии земных религий. В сравнительном религиоведении есть оба типа таксономистов. Ламперы говорят, что есть всего несколько основных религиозных верований, которые объединяют все религии, а сплиттеры утверждают, что существует очень большое разнообразие верований, порожденных большим разнообразием культур и сред, и эти различия имеют значение. И те, и другие говорят о религиях на Земле. А как насчет религий на далеких цивилизованных планетах?

Мы так мало знаем о возможностях инопланетных существ, что даже не можем выстроить какие-то предположения. Культура разумной жизни может быть настолько радикально иной, что ни о чем нельзя говорить с уверенностью. Лучше всего, возможно, было бы пойти от обратного: какие религии могли бы возникнуть у нашего вида на этой планете, если прокрутить заново ленту истории? Что, если бы цивилизация зародилась еще до последнего ледникового периода в другой системе речных долин? На что был бы похож ход развития религий? Это начало пути к воображению инопланетных религий — представить себе пришельцев, не так уж сильно отличающихся от нас, но с другим набором начальных условий.

Я считаю это упражнение полезным не потому, что ожидаю встретить инопланетян в ближайшем будущем. Это крайне маловероятно. Оно полезно, во-первых, потому, что с помощью такого самодистанцирования удобно рассматривать нынешний набор религий и религиозных допущений. Контрфактуальное мышление помогает пролить свет на внешние условия и другие движущие силы, которые формируют сегодняшние религиозные режимы. Во-вторых, что более важно, хотя контакт с инопланетянами с другой планеты отдален и маловероятен, почти наверняка мы создадим искусственных пришельцев — ИИ и роботов — которые, возможно, будут проявлять религиозные наклонности.

Это упражнение способно дать намек на то, какими могут быть эти пристрастия. Хотя я ожидаю, что созданные нами ИИ и роботы будут пришельцами — то есть не людьми — мы будем постоянно пытаться сделать их более человекоподобными, так что даже если они будут инопланетянами, то скорее окажутся более похожими на нас, чем, скажем, ИИ и роботы, созданные другой галактической цивилизацией. (Хороший вопрос экспертам по межзвездному искусственному интеллекту: имеют ли виды ИИ и роботов тенденцию сближаться или расходиться по всей галактике?)

Похоже, что в истории человечества существует осевая эпоха, когда зародилось большинство основных религий. Буддизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм и иудаизм зародились примерно в одно время — приблизительно 3000 лет назад. Некоторые ученые называют его не первым периодом инноваций в религиозных идеях, а началом распространения религий. Это была эпоха, когда впервые появились глобальная торговля, деньги, империи и письменность, что сделало возможным распространение разных идей. Неожиданно одной и той же вере могли следовать миллионы людей. Это был рассвет универсальных религий, выходящих за рамки местных верований. Но несмотря на некоторое географическое совпадение, каждая из осевых религий была независимым творением. Помимо этих основных религий существовали сотни менее долговечных богов — от греческих и римских религий, викингов, индусов и коренных американцев до шаманов и вуду, которые также имеют древние корни.

Как часто религии заново придумывают одно и то же? Популяризаторы (и ламперы), такие как Джозеф Кэмпбелл, ищут общность между религиями мира. Он заявляет, что существует одна вера с тысячью лиц («Герой с тысячью лиц»). Я тоже склоняюсь к этому мнению, и с моей точки зрения, большинство шаманских религий очень похожи. Как правило, если вы знакомы с подходом и ритуалами одной шаманской религии, вы поймете суть остальных, хотя детали сильно различаются. На самом деле, именно детали делают их прекрасными. Но переход от шаманской религии к религии, основанной на писаниях, подразумевает большие отличия и мизерное количество общих характеристик. Поэтому даже такой тупица, как я, признает, что у нас уже есть отдельные виды религий.

Как лампер я думаю, что если бы универсальная религия зародилась в долине в новом мире, существовавшем до последнего ледникового периода, возможно, в альтернативной истории, где сельское хозяйство зародилось на Амазонке или Миссисипи, то в ней был бы Бог неба. И она опиралась бы на мудрость пышных джунглей, а не суровых пустынь. Логика растений и садовников стала бы править вместо логики животных и пастухов. Великие битвы в защиту Бога разыгрывались бы не между армиями на огромных равнинах, а внутри голов отдельных людей. В этой религии вместо привязки к крови речь шла бы о личности и именах.

Я предполагаю, что новая мировая религия изобретет те же принципы, что и ее аналог в старом мире. Как бы ни отличались некоторые аспекты нового мира, его предыстория будет в основном состоять из тех же условий: раннее земледелие, переход от голода/собирательства, первые города и проблемы урбанизации, новая сила письменности, нарушившая прежнюю устную культуру. Все это сформирует схожие представления о Боге и загробной жизни.

Если бы нам пришлось сегодня изобретать с нуля религию, основанную на современных высоких технологиях, то она основывалась бы на привычных духовных путях. Это еще один способ предположить религию инопланетян. Представьте, что у роботов есть религия. Во что они хотели бы верить? Мне нечего сказать на это, и пройдет много времени, прежде чем кто-то даст вразумительный ответ на этот вопрос. Тем не менее, я думаю, что это продуктивное занятие, которое поможет нам подготовиться, если мы когда-нибудь вступим в контакт с другими цивилизациями. У них наверняка есть свои представления о том, откуда они пришли.

Источник

Свежие материалы