Страдания по отдыху: неожиданный недостаток гибкого графика
Люди, которым приходится работать в нестандартные часы, становятся менее мотивированными
ЛидерствоОкна моей квартиры в Нью-Йорке выходят на парк — редкость и палка о двух концах.
В будни в моем домашнем офисе царит тишина, которую нарушает лишь чириканье воробьев. По выходным доносятся радостные звуки детских праздников по случаю дня рождения. Иногда я слышу местных музыкантов, играющих музыку в стиле кантри. А ещё я постоянно слышу разговоры и смех прохожих.
Да, эти звуки восхитительны — за исключением тех выходных, когда я хочу немного поработать, чтобы наверстать то, что не успела за неделю. В такие дни громкое веселье кажется наказанием.
Согласно недавнему исследованию Кейтлин Вулли, доцента маркетинга в высшей школе менеджмента Джонсона при Корнельском университете, и Лауры Джурге, научного сотрудника Лондонской школы бизнеса, мое раздражение вполне нормально.
В серии экспериментов с участием более 2000 работников и студентов было обнаружено, что работа вне обычного графика с 9 до 17 часов «подрывает внутреннюю мотивацию людей к профессиональной и академической деятельности».
Это создает проблемы для компаний, учитывая, что люди работают лучше и чувствуют себя счастливее, когда подпитываются внутренней энергией. В тому же опросы показывают, что сотрудники, особенно работающие родители, предпочитают компании, которые предлагают гибкий график.
Социальные сигналы о графике работы трудно игнорировать
Исследователи взялись за изучение влияния гибкого графика работы в 2018 году. Тогда они разработали две конкурирующие гипотезы. Они предположили, что люди чувствуют себя менее причастными, когда вынуждены работать в выходные или праздничные дни. Но также возможно, что люди с гибким графиком чувствуют себя более мотивированными при работе в нестандартные часы. «Вы трудитесь в субботу или вечером и думаете: «Мне нужно ценить свою работу, потому что я могу заниматься ею в то время, когда люди обычно отдыхают», — говорит Вулли.
Победила первая теория. Вскоре исследователи обнаружили несколько сильных факторов, которые формируют опыт людей во время нерабочих часов.
Как объяснили авторы в статье для Harvard Business Review, во-первых, люди — существа привычки. Не так легко отбросить давние представления о том, когда следует работать, а когда нет. «Несмотря на растущее признание нетрадиционных графиков работы, в обществе по-прежнему существуют четкие нормы, определяющие время работы», — пишут они.
Во-вторых, людям свойственно сожалеть. Один из вариантов — цепляться за то, что ученые называют альтернативными сценариями, или мучить себя вопросами «что, если». «Если бы я не работал сегодня, где бы я сейчас находился?» «Что если бы я не стал бы откладывать работу до выходных?»
Более того, нестандартный график часто означает работу в одиночку, а исследования Чикагского университета показали, что люди более мотивированы, когда ощущают, что другие тоже работают, даже если находятся не в одном кабинете.
Объединив все эти причуды человеческой натуры, можно понять, почему даже несмотря на ажиотаж вокруг гибкого графика работы, который восстанавливает баланс между работой и личной жизнью, сотрудники все равно чувствуют себя «не в своей тарелке», работая по вечерам и выходным.
Как сделать ненормированный рабочий день более приемлемым?
Исследователи опросили участников, чтобы выяснить, как люди относятся к работе в понедельник после длинных выходных по сравнению с обычным понедельником, насколько мотивированными они себя чувствуют, работая в праздничные дни по сравнению с обычным днем, и узнать, о чем обычно думают люди во время работы в праздники.
«Оказалось, что во время выходного люди «почти автоматически» думают обо всех местах, где они могли бы быть вместо работы», — говорит Вулли. Это помогло исследователям увидеть связь с психологией сожаления.
Затем они попросили три группы участников исследования представить, что им придется работать в ближайшие выходные. Первой группе было предложено подумать обо всех вещах, на которые они предпочли бы потратить время. Второй группе предложили напомнить себе о плюсах работы при гибком графике. «Например, в это время обычно тихо, поэтому вам будут меньше мешать, — объясняет Вулли. — Вам не будут постоянно приходить электронные письма и не нужно будет присутствовать на совещаниях». Третьей группе не было дано никаких инструкций по поводу воображаемой смены выходного дня.
В конце упражнения вторая группа на 23% больше была заинтересована в работе по сравнению с двумя другими.
Тот же трюк сработал в третьем эксперименте с участием студентов, которые использовали весенние каникулы для учебы и в противном случае побоялись бы пропустить что-то важное.
Эта корректировка мышления кажется простым и очевидным методом, но люди его не используют, говорит Вулли. Гораздо чаще люди фантазируют об альтернативном сценарии, вдохновленные смехом за окном или фотографиями в социальных сетях. Не помогает и то, что школы закрыты по выходным, а приложения календаря и Google Doodles напоминают людям о празднике, даже если они предпочли бы забыть о нем.
Выделяйте время, чтобы побыть с друзьями и семьей
Поскольку все больше компаний переходят к асинхронному способу работы, Вулли делится дополнительными советами.
Исследования показали, что люди более всего счастливы, когда проводят свободное время с самыми близкими людьми. Поэтому тот, кто работает стандартные 40-часов в неделю и проводит выходные с друзьями и семьей, более счастлив, чем тот, кто работает всего 20 часов в неделю, но только по вечерам и выходным. Это стоит учитывать, когда вы формируете рабочий график.
В этом исследовании есть урок и для руководителей. Поскольку люди чувствуют себя более мотивированными и связанными с компанией, когда работают с другими людьми, то полезно установить смены по выходным, когда несколько сотрудников работают вместе.
По тем же причинам компании, рассматривающие возможность введения четырехдневной рабочей недели и другие чрезвычайно гибкие графики, могут назначить всем выходной в один и тот же день. Возможно, это прозвучит неожиданно, но Вулли считает, что иногда лучше установить больше ограничений, а не меньше.