€ 99.33
$ 93.28
Демократия и сопричастность: 3 урока лидерства от Черной Бороды

Демократия и сопричастность: 3 урока лидерства от Черной Бороды

Профессор Гарвардской школы бизнеса Франческа Джино рассказывает о прогрессивных правилах, царивших на пиратских кораблях

Лидерство
Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: На странных берегах"

Одним из жарких летних дней XVIII века команда пиратов плыла вдоль побережья Вирджинии, когда дозорный заметил с юга торговое судно. Устремившись в бой, пираты атаковали корабль, осыпая его градом мушкетных пуль и забрасывая гранатами. Рулевой торгового судна бросил штурвал, и оно развернулось, позволив пиратам, размахивающим топорами и тесаками, подняться на борт. За ними сквозь дымовую завесу шел капитан. Его широкую грудь украшали перевязи с кинжалами и пистолетами. Вплетенные в бороду, развевались черные ленты. Самый опасный пират своей эпохи, печально известный английский рейдер Черная Борода, захватил еще один корабль.

Мы обычно ассоциируем пиратов с насилием, грабежом и хаосом – и всё это, бесспорно, так. Однако о чем мы, возможно, не задумывались, как человек, подобный Черной Бороде, мог так эффективно воодушевлять свой отряд и командовать им. Оказывается, пираты в ряде вопросов были удивительно и даже поучительно прогрессивны. Вот три момента, которые, на мой взгляд, могут быть интересны для современных лидеров.

Все имеют равный голос. Торговые суда в открытом море для многих моряков были плавучей диктатурой. С благословения владельца судна капитан обращался с членами экипажа так, как считал нужным, и зачастую жестоко. Матросов избивали, им недоплачивали, они были измотаны работой и временами голодали. Моральный дух находился на нуле. Несогласие каралось как мятеж.

Пираты, напротив, практиковали революционную форму демократии. Чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля в течение нескольких месяцев и предотвращать бунты, пираты голосовали за того, кто должен быть капитаном, устанавливали ограничения его власти и гарантировали членам экипажа право голоса в общих делах. Они также избирали квартирмейстера, который помимо своих основных обязанностей – разрешения мелких споров и распределения припасов и денег – контролировал в общих интересах полномочия капитана.

Только в разгар битвы капитан брал на себя полное командование, в остальное время ни один человек не управлял другими. Капитан и команда голосовали по всем вопросам: куда плыть, кого грабить и как лучше это реализовать, что делать с пленниками. А когда правила оспаривались, решение принимал не капитан, а жюри из членов экипажа. Имея достаточное количество голосов, команда могла не только понизить капитана в должности или уволить, но даже высадить его на остров или сбросить в море.

Сильное чувство сопричастности. Любой пират мог выражать протест или обеспокоенность, не боясь репрессий, поскольку члены экипажа были защищены «статьями» – по сути, конституцией, разработанной для каждого корабля. Статьи были сформулированы демократично и требовали единодушного согласия перед началом экспедиции. Они устанавливали права и обязанности членов экипажа, правила разрешения споров, поощрения и страховки для поддержания храбрости в бою и компенсации тем, кто получил ранения. Статьи давали всем членам экипажа ощущение личного вклада: они чувствовали, что их действия имеют значение.

Важны умения и преданность, а не прошлое. Во время плавания в открытом море пираты подбирали моряков разных рас, религий и национальностей, что делало их космополитами. Хотя на суше было широко распространено рабство, в море чернокожие пираты имели право голоса, право на равную долю добычи, могли носить оружие и даже избирались капитанами кораблей. Каждый пират ценился за умения и трудолюбие, а его прошлое и цвет кожи не имели значения. На самом деле, пираты знали, что, нападая на суда с рабами, они получат отличный экипаж. Корабль Черной Бороды, вероятно, был устроен более прогрессивно и справедливо, чем американское или английское общество того времени.

Выбрали бы они вас лидером?

Независимо от отрасли или роли, мы все сталкиваемся с выбором, как вести себя на работе: в отношениях, в командах и в компаниях. Мы можем хвастаться своей должностью, фокусироваться на собственных достижениях или привлекать внимание громким голосом. Или можем думать как пират, гарантируя, что каждый человек в нашей команде «будет иметь равный голос в текущих делах» – как сказано в первой статье устава, управлявшего кораблем валлийского рейдера Черного Барта, известного тем, что в золотой век пиратства он захватил наибольшее количество судов. Мы можем стремиться дать каждому человеку ощущение личного вклада в успех команды. Мы можем выйти за рамки пола и национальности, чтобы возвысить умения и отношение к работе.

Согласно одному исследованию, в котором участвовало более 800 сотрудников, те, кто испытывал сильное чувство сопричастности своей организации – чувство, что они имеют равный голос и равные доли в результатах команды, – были более преданными, удовлетворенными и продуктивными. Когда право быть причастным к идеям и проблемам становится общим, а не концентрируется в руках немногих, сотрудники и их организации процветают.

Капитаны пиратов служили во благо своему экипажу, а это означало: они понимали, что должны заслужить доверие своих товарищей по команде. Наша рабочая жизнь была бы заметно другой, если бы мы придерживались схожего образа мыслей, ежедневно задавая себе, как и Черная Борода, вопрос: тот ли я капитан, которого моя команда сегодня выбрала бы своим лидером? Этот важный вопрос может сосредоточить наше внимание и энергию на создании условий, которые помогут каждому члену команды процветать – и совершать важные завоевания.

Источник

Свежие материалы