В здоровом теле у экрана: названо условие, при котором гаджеты не вредны

В здоровом теле у экрана: названо условие, при котором гаджеты не вредны

Исследователи пришли к выводу, что занятия спортом могут свести к нулю вред от экранного времени у подростков

Будущее Образ жизни
Фото: http://www.buynothingnew.org/2017/06/sole-treadmill-reviews.html

Недавно в Wall Street Journal вышла статья о том, как Instagram влияет на психическое здоровье подростков. В частности, некоторые исследования специалистов Facebook (которому принадлежит Instagram) подтвердили, что когда девочки-подростки пользуются этой социальной сетью, то у них ухудшается представление о собственной внешности и повышается риск развития депрессии и расстройств пищевого поведения.

Но виноваты ли сами по себе социальные медиа в ухудшении психического здоровья подростков? Некоторые исследования утверждают, что это действительно так, в то же время, есть и другие, рисующие более сложную картину ситуации. Эти исследования отмечают, что сложно отделить проблемы, касающиеся времени, проведенного у экрана, от других неблагоприятных факторов (например, кибербуллинг или социальная изоляция). Кроме того, текущие выводы часто основаны на данных, полученных в один момент времени, поэтому сложно доказать, что длительное экранное время действительно приводит к ухудшению психического здоровья.

В настоящий момент получены новые данные международного исследования среди подростков, которые вносят новый вклад в это обсуждение и указывают на возможные рекомендации по длительности экранного времени. Опросив более чем 577 000 подростков из 42 стран Европы и Северной Америки, ученые утверждают, что в небольших дозах время, проведенное у экрана смартфона, не наносит никакого вреда, до тех пор, пока оно не достигнет определенного уровня. И еще одна хорошая новость: физические упражнения могут выполнять защитную функцию, причем не имеет значение сколько времени подросток провел с гаджетом в руках.

Для исследования ученые использовали широкомасштабные опросы с разницей в четыре года (в 2006, 2010 и 2014 годах). Тинейджеры в возрасте от 11 до 15 лет сообщали, сколько свободного времени они регулярно проводили у экранов, смотрели телевизор или видео на YouTube, играли в игры, листали социальные сети, общались с друзьями или переписывались по электронной почте, искали что-нибудь в интернете. Они также сообщали о том, сколько дней в неделю занимаются физическими упражнениями, насколько удовлетворены своей жизнью. Респонденты отмечали и данные о своем психическом здоровье, отдельно выделяя, как часто они чувствовали себя эмоционально подавленными, раздражительными, злыми или нервными, и как часто они испытывали трудности с засыпанием, головокружение, головные боли, боли в желудке и спине (физические симптомы, связанные с плохим психическим здоровьем).

Анализ этих данных показал, что небольшое время у экрана не оказывает никакого влияния на благополучие подростка. Девочки, которые проводили у экрана меньше часа, и мальчики, которые тратили на это меньше 90 минут, не испытывали никакого негативного влияния. Но при увеличении количества экранного времени степень удовлетворенности жизнью резко падала — они чувствовали себя гораздо менее счастливыми, и чем больше времени подросток проводил у экрана, тем хуже становились эти показатели. Если время работы с экраном превышало 105 минут в день для мальчиков или 75 минут в день для девочек, показатели психического здоровья также ухудшались.

По словам ведущего автора исследования, Асадуззамана Хана из австралийского Университета Квинсленда, эти данные подтверждают выдвинутые ранее рекомендации Американского педиатрического общества, которые говорят о том, что подросток не должен проводить у экрана больше двух часов в день.

С другой стороны, по словам Хана, результаты исследования также показали, что подростки, регулярно занимающиеся спортом, испытывали большую удовлетворенность жизнью и меньше жаловались на физические недомогания, причем одинаково для обоих полов. Более того, этот эффект не был связан с тем, сколько времени подросток проводил у экрана. Если он занимался спортом больше, то это сводило на нет ущерб благополучию, нанесенный даже шестью часами экранного времени.

По словам Хана, это предполагает двусторонний подход к улучшению благополучия подростков. «Если мы хотим благотворно влиять на психическое здоровье ребенка, мы должны применять обе стратегии: сокращать время у экрана и увеличивать физическую активность, — утверждает исследователь. — Если мы используем лишь один подход, то упускаем отличную возможность».

По данным исследования, больше всех довольными жизнью оказались мальчики, тратившие на экранное время от одного до двух часов в день, которые при этом вели активный образ жизни 7 дней в неделю. Среди девочек лучшие результаты показали те, кто занимался спортом каждый день и проводил у экрана меньше часа.

Но Хан предостерегает родителей и других заинтересованных людей от безоговорочного принятия результатов этого исследования. В  нем есть ограничения, например, как разная активность при использовании гаджетов влияет на психическое благополучие. Скажем, может оказаться, что использование социальных сетей оказывает совсем другое влияние на самочувствие, чем видеоигры, или что девочки меньше подвержены вредоносному воздействию какого-то определенного вида цифровых развлечений, чем мальчики. Некоторые из его текущих исследований (еще не опубликованные) подтверждают эту идею, хотя, безусловно, предстоит еще многое сделать, прежде чем мы сможем узнать все нюансы этого вопроса.

Тем не менее, родители могут захотеть сократить то время, что подростки проводят у экранов, отдав предпочтение спорту. Он советует родителям подумать об использовании онлайн-инструментов, которые могут предупредить подростков, что лимит разумного времени у экрана достигнут — например, если они провели час за просмотром видео на YouTube. Или же, по словам эксперта, полезно время от времени делать запланированные перерывы в развлечениях — своего рода «цифровой детокс».

Хотя и имеет смысл продвигать эти идеи среди самих подростков, чтобы изменить использование цифровых медиа, но, может оказаться, что это легче сказать, чем сделать, особенно сейчас, когда COVID-19 заставляет многих тинейджеров находиться в сети больше, чем когда-либо. Хан также отмечает, что сложно ограничить в чем то детей, когда родители сами не являются образцом примерного поведения.

«Если я сам смотрю Netflix по пять часов, глупо было бы предполагать, что мой ребенок отправится заниматься спортом на свежем воздухе,— говорит исследователь. — Родители и дети должны вместе работать над этим и придумать, как заменить время у экрана на «полезное время».

По его словам, школы тоже могут сделать свой вклад в благополучие подростков. Слишком часто школы полагаются на цифровые инструменты для обучения или общения с учениками, не предоставляя возможностей для физической активности на свежем воздухе. Программы, поощряющие больше физических упражнений (например, поездки в школу на велосипедах), могут быть большим преимуществом.

Хан и его коллеги надеются в скором времени опубликовать данные следующего исследования, которое может помочь дать более точные рекомендации относительно времени у экрана, чтобы педиатры и родители сделали верный выбор в пользу благополучия ребенка.

«Мы близки к тому моменту, чтобы дать более точные рекомендации, с учетом не только того, как общее время, проведенное у экрана влияет на психическое здоровье, но и как разные типы экранов оказывают разное воздействие, — сообщает Хан. — Это поможет специалистам, родителям и детям понять, какие ограничения нужно установить».

Источник

Свежие материалы