Бесконечная драма: 5 признаков токсичной рабочей среды

Бесконечная драма: 5 признаков токсичной рабочей среды

Что делать, когда рабочая обстановка внушает ужас, а коллеги превратились в запуганных сплетников

Лидерство Саморазвитие
Фото: Frank Lundburg/Flickr

Обстановка на работе сильно влияет на то, как вы справляетесь с задачами и как чувствуете себя каждый день — и в рабочие часы, и во время отдыха. На самом деле, трое из десяти человек отмечают, что стали более раздражительными дома из-за атмосферы на работе.

Токсичная рабочая среда оказывает ощутимое влияние на продуктивность. Исследование Гарвардской Школы Бизнеса показало, что почти половина сотрудников, столкнувшихся с недоброжелательностью на рабочем месте, стали прилагать меньше усилий и сделали сознательный выбор проводить меньше времени на работе. А может, все еще хуже? 38 процентов намеренно снизили качество своей работы.

Неблагоприятная рабочая атмосфера сказывается на моральном и психологическом благополучии сотрудников, и в то же время это довольно распространенная вещь. Почти 55% работников говорят, что сталкиваются с неприятными и потенциально опасными условиями труда.

Как определить, что вы имеете дело с токсичной рабочей культурой? И, что еще важнее, что можно с этим сделать?

5 признаков токсичной рабочей обстановки

Действительно ли на рабочем месте царит нездоровая атмосфера? Это одна из тех ситуаций, когда следует довериться интуиции. Сам факт того, что у вас есть сомнения в том, что происходящее нормально, говорит сам за себя.

Если интуиции недостаточно, чтобы убедить вас, вот еще пять признаков, что обстановка на работе оставляет желать лучшего.

1. Отсутствие (полное или частичное) энтузиазма

При взгляде на коллег создается впечатление, что они только что узнали, что им предстоит удаление зубного нерва?

Плохое отношение к работе словно самоисполняющееся пророчество: негатив, с одной стороны, – это результат влияния обстановки, но он также подпитывает общую мрачную атмосферу в офисе. И что еще хуже, это мешает всем добиваться поставленных целей. 93 процента работников подтверждают, что эффективность труда снижается, если работать с людьми, негативно настроенными к работе.

2. Повсеместный страх неудачи

Никто не хочет все испортить. 28% людей признаются, что совершить ошибку — вот самый большой страх на рабочем месте. Но есть большая разница между тем, чтобы стараться избежать кратковременной неловкости и парализующим страхом перед карающим за любой промах окружением.

Полное отсутствие психологической безопасности (которое измеряется тем, насколько спокойно сотрудник может принять на себя риск и возможность ошибки) — это еще один знак токсичной рабочей обстановки.

Когда людям страшно выйти из зоны комфорта, страдает вся команда. В ходе проекта Google «Аристотель» было установлено, что высокая степень психологической безопасности оказывает наибольшее влияние на эффективность команды — даже большую, чем сплоченность, структура, значение работы и результат.

3. Постоянная путаница с обязанностями

Ни у кого нет ясного представления о своей должности и обязанностях. Все время возникает недопонимание, и люди никогда не бывают полностью в курсе того, что происходит. Члены команды едва ли могут сказать, чем конкретно сейчас занимаются.

В токсичной атмосфере растет неразбериха и путаница. Это происходит потому, что негативное окружение вызывает недоверие, неэффективную коммуникацию и борьбу за власть. Проблемы еще больше затрудняют сотрудничество членов команды, поэтому проекты, встречи и отношения часто оказываются неудачными.

4. Бесконечные сплетни и драмы

Немного посудачить в офисе — это нормально. Большинство людей признаются, что интересуются слухами на работе, 96 % отметили, что не прочь посплетничать.

Но именно доведенные до крайности сплетни становятся признаком нездоровой обстановки. Если ваш обычный рабочий день напоминает участие в реалити-шоу, то это уже новый уровень драмы. Никто не говорит открыто, вместо этого все шепчутся за спиной, бросают косые взгляды и отпускают язвительные замечания.

Ситуация может казаться безобидной, но озлобленность до добра не доводит. Издевательства на рабочем месте напрямую связаны с психологическим выгоранием, депрессией, тревогой и агрессивностью.

5. Высокая текучесть кадров

Коллеги появляются и исчезают, как из вращающихся дверей, и кажется, никто не задерживается тут надолго. Никогда не знаешь, каким завтра встретит тебя офис — новыми лицами или опустевшими рабочими столами.

Если люди бегут подальше, то это верный признак того, что обстановка на работе отталкивающая. Каждый пятый человек, сменивший место работы за последние пять лет, называл причиной увольнения нездоровую атмосферу. В организациях, где целенаправленно работают над благоприятным рабочим климатом, текучесть кадров составляет 14 %, в то время, как в компаниях, где этот фактор игнорируют, целых 48%.

Конечно, люди меняют работу по многим причинам. Но если вы видите массовый отток, это сигнал тревоги о состоянии рабочей обстановки.

Как справится с токсичной обстановкой на работе

Итак, вы узнали свою работу в одном (или даже нескольких) пунктах. И что же дальше?

Стоит прекратить мучения и подать заявление на увольнение? Может быть. Но прежде чем паковать вещички и отправляться восвояси, стоит попробовать несколько стратегий, чтобы улучшить положение вещей на работе.

1. Найдите союзников

Отравляющая среда на работе означает, что вы скорее всего не будете хорошо ладить со всеми коллегами. Однако если вы создадите группу поддержки из дружелюбных единомышленников, то это поднимет ваш настрой, и вы не будете чувствовать себя одиноким.

Это будут люди, с которыми можно общаться и кто может посочувствовать. И это очень важно, поскольку доказано, что рассказать о проблемах — это способ с ними справиться. Кроме того, хорошие отношения сотрудников помогают повысить продуктивность работы и удержать людей от увольнения.

2. Сосредоточьтесь на том, что под вашим контролем

Общий совет «сохраняйте позитивный настрой» — это клише и звучит неуместно, если вы работаете в обстановке, выжимающей из вас всю радость жизни. Вместо того, чтобы натягивать фальшивую улыбку и держать лицо, спросите себя: у меня есть хоть какой-то контроль над ситуацией?

Если вы не занимаете руководящую должность, то у вас нет способов повлиять на то, как люди себя ведут и взаимодействуют. Но у вас есть контроль над своими реакциями.

Сосредоточьте свое внимание на тех решениях и действиях, которые от вас зависят. Так вы не растратите энергию на разочарование и ситуации, которые того не стоят.

3. Все документируйте

Вот печальный, но правдивый факт: каждый четвертый работник говорит, что не доверяет своему работодателю. Это особенно верно, если рабочая обстановка токсична. В зловещей атмосфере приходится все время оглядываться через плечо, чтобы не попасться в ловушку.

Утомительно все время ожидать удара в спину и печально, что вам необходимо думать о своей защите. Но если вы будете точно фиксировать сделанную работу и обсуждения, то это сбережет ваш душевный покой.

Решение было принято во время личной беседы? Зафиксируйте его в письменном виде. Ведите детальную документацию по всем аспектам своей работы. Если начальник несправедливо занизит результаты вашего труда, или коллега исказит информацию, у вас будет неоспоримое доказательство, как все было на самом деле.

4. Наберитесь мужества и дайте честную обратную связь

Если обстановка на работе недружелюбная, то идея прикусить язык и не подливать масла в огонь кажется соблазнительной. Однако стоит открыто высказываться, когда у вас просят поделиться своей оценкой ситуации — будь то опросы сотрудников, встреча тет-а-тет с руководителем, листы оценки эффективности работы или другие способы.

Вполне вероятно, что руководство понятия не имеет о масштабах негативной ситуации, которая распространилась в офисе, поэтому стоит воспользоваться шансом все прояснить.

Есть ли гарантии, что что-то кардинально изменится? Необязательно. Но у вас будет значительно больше шансов, чем если бы вы промолчали. Одна из трех компаний, возможно, не будет регулярно реагировать на отзывы сотрудников — но это означает надежду на то, что две оставшиеся предпримут какие-то действия, чтобы изменить ситуацию.

А если ничто не сработает? Значит, пора прощаться

Приведенные выше подсказки могут помочь избежать слишком сильного давления токсичной обстановки на работе. Вместе с тем важно понимать, что, в зависимости от вашего служебного положения, вы можете сделать не так много. В одиночку все исправить невозможно.

Если вы уже предприняли все меры, чтобы улучшить ситуацию, но ничего не работает, пришло время покинуть корабль и отправится на поиски мест и команды, которые лучше вам подойдут.

Решение может быть пугающим и отчасти даже вызвать чувство вины. Но помните, что жизнь слишком коротка, чтобы каждый день испытывать ужас на рабочем месте — особенно при том, что стресс серьезно сказывается на личной жизни и психологическом здоровье.

Источник

Свежие материалы