Лунная пандемия: какие угрозы таят в себе путешествия в космос

Ученые считают, что риски межпланетного перекрестного заражения микроорганизмами вполне реальны

Кадр из фильма «К звездам»

Представьте себе, как в один прекрасный день спутник возвращается, неся с собой микроскопического безбилетника, который не похож ни на что, с чем сталкивалась когда-либо жизнь на Земле. После того как он поймет, что на Земле есть все что нужно, то быстро начнет поиски наиболее благоприятной среды для размножения и питания. А пищей для него может служить что угодно, от крови доминирующего на планете вида до пластика.

Этот сценарий — сюжет книги Майкла Крайтона «Штамм Андромеды» — отражает опасения, которые в какой-то степени, упомянуты в финале романа «Война Миров» Г. Уэллса. Это страх того, что последствия биологического заражения — настоящая опасность космических путешествий, и угроза эта более реальна, чем, скажем, летающие тарелки.

В недавно опубликованной статье журнала Bioscience, Энтони Риккарди из Университета МакГилла, вместе с соавторами обсудил риск биологического заражения планеты. Ученые объяснили, что риск межпланетного перекрестного заражения не ограничивается только одним сценарием, и рассказали, как мы можем прийти к более глубокому пониманию проблемы и ее решению.

Биология вторжения

Авторы обращаются к новому междисциплинарному направлению науки, так называемой биологии инвазии, или вторжения. Это направление изучает проблемы, с которыми может столкнуться человечество из-за полетов в космос и взятия образцов для изучения. Биология инвазии фокусируется на том, что происходит, когда живой организм перемещается из привычной среды обитания в непривычную и начинает в ней развиваться.

Эта новая область науки выдвигает несколько важных идей о том, как может происходить такое «вторжение». Например, возможен такой сценарий:

• Изолированные экосистемы (острова, озера, удаленные уголки природы) подвержены наибольшему риску разрушения в случае внедрения инопланетного организма.
• Результаты подобного вторжения непредсказуемы.
• Лучшая стратегия в таких случаях — отнестись к ситуации как катастрофе и немедленно принимать меры.

Но как на самом деле выглядит внеземное «биологическое вторжение»?

В первую очередь большинству людей приходит в голову, что какой-нибудь космический микроб может попасть на Землю вместе с образцами с поверхности другой планеты. Такая ситуация называется прямым заражением и может привести к катастрофе, если занесенный организм попадет в благоприятные для себя условия, где сможет процветать.

Но такая ситуация может сработать и в обратную сторону. В 2019 году израильский луноход Берешит потерпел крушение на поверхности Луны. Груз аппарата, в числе прочего, состоял из тихоходок в особом, спящем состоянии. Тихоходка, которую еще называют «водяным медведем» — это микроскопический живой организм, способный выжить в экстремально тяжелых условиях обитания, в том числе, в космическом вакууме. И хотя их прибытие на Луну было вызвано несчастным случаем, невозможно исключить риск подобных происшествий в будущем.

А теперь представьте, что подобное случилось на Марсе. Все еще не утихают дискуссии о том, что бактериальные формы жизни могут выжить под его внешней поверхностью. Или, например, на Европе, спутнике Юпитера, где подземное море может быть средой обитания разнообразных форм жизни. Инвазивные виды с Земли могут стать катастрофой для инопланетных экосистем.

Как избежать перекрестного заражения

К счастью, опасения по поводу биологической опасности в космосе существуют несколько десятилетий и еще в 1967 году были отражены в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Одно из положений договора предписывает участникам «руководствоваться принципом сотрудничества и взаимопомощи… и вести исследования таким образом, чтобы избежать вредного загрязнения и неблагоприятных изменений окружающей среды Земли в результате внедрения внеземных веществ и, в случае необходимости, принимать соответствующие меры по предотвращению этого».

Космические агентства приняли эти правила на вооружение с момента подписания Договора о Космосе. Астронавты Аполлона 11 не смогли, как известно, попробовать торт, испеченный в честь их успешного возвращения на Землю, ведь им пришлось отсидеть карантин в специально построенном для этой цели трейлере. Специалисты НАСА были настолько обеспокоены возможностью существования «лунных микробов», что давление в карантинном боксе поддерживалось ниже, чем атмосферное давление в здании вокруг, чтобы быть полностью уверенными в том, что воздух (а значит и любые бактерии) заходит внутрь, а не выходит из него.

Можно предположить, что сейчас мы знаем немного больше, чем в 1969 году, о контроле над биологической опасностью, но место для сомнений остается. Авторы статьи предлагают использовать «протоколы раннего обнаружения, оценки степени опасности, меры быстрого реагирования и карантинных процедур, которые сейчас применяются в отношении инвазивных видов на Земле для взаимодействия с потенциальными угрозами внеземного происхождения».

И прежде чем начать бояться вторжения маленьких зеленых микроорганизмов, стоит подумать о том, что шанс заражения на самом деле невысок. Расстояния и условия космических путешествий почти гарантировано уничтожат любого безбилетника. Но почти — это не сто процентов. Ученые также предупреждают о том, что по мере того как космические путешествия станут доступнее, нам придется усовершенствовать стандарты биологической безопасности.

Итак, пока решается проблема, как удержать заразу подальше от Земли и любых других мест, куда мы решим отправиться в путешествие, мы можем приложить усилия, чтобы и на Земле все оставалось на своих местах. В любом случае, пока не откроют продажи билетов на Европу, не стоит сильно переживать.

А может, после космического перелета нужно будет просто мыть руки чуть тщательнее, чем обычно.