Тим Кук: Как управлять Apple
Будущее ЛидерствоЖурнал BusinessWeek взял большое интервью у Тима Кука, преемника Джобса на посту Apple. Кук рассказал много о том, как сейчас устроена компания и что он собирается делать, хотя, как заметил обозреватель The Verge, до сих пор непонятно, то ли Кук действительно меняет Apple, то ли все это – инерция, оставшаяся от Джобса. Мы публикуем несколько примечательных отрывков, касающихся нашей любимой темы управления компанией.
О том, как стимулировать творческую работу сотрудников:
Два момента. Во-первых, я бы не называл это процессом. Креативность – не процесс, верно? Речь идет о людях, которые дают себе труд продолжать думать о чем-то, пока не найдут самый простой способ это сделать. Они продолжают думать об этом, пока не найдут лучший способ это сделать. И это небезразличие предполагает, что вы можете позвать человека, который работает в другой области, потому что вы считаете, что вместе способны на нечто фантастическое, о чем раньше никто не мыслил. Речь идет о том, чтобы обеспечить среду, где подобные устремления питаются друг другом и растут.
Для ясности: я не стал бы называть это процессом. Творчество и инновации – не та вещь, которую можно расписать в табличке. Некоторые процессы — можно, и мы это делаем, в этих сферах мы очень дисциплинированны. Но творчество – не из них. Во многих компаниях есть департаменты инноваций, и это всегда признак, что что-то не так – если у вас есть вице-президент по инновациям или по чему-то такому. Ну, знаете, это все равно что повесить на дверь табличку «Продается». (Смеется.)
В нашей компании каждый отвечает за новаторство – и те, кто занимаются производственной работой, и те, кто разрабатывают продукты, и те, кто работает в обслуживании клиентов. И если говорить о давлении, то все мы сами возлагаем на себя огромное давление. И конечно, часть моей работы в том, чтобы быть главным болельщиком, чтобы побуждать людей остановиться на мгновение и задуматься о том, что уже было сделано.
О разных личностях в Apple:
Джони Айв [главный дизайнер Apple] – невероятный парень, и я колоссально его уважаю. Что нас сближает? Мы оба любим Apple. Мы оба хотим, чтобы Apple делала нечто великое. Мы оба придерживаемся одних принципов. Мы верим в простое, а не в сложное. Мы верим в совместную работу. Мы оба считаем, что Apple нужна для того, чтобы выпускать лучшие в мире продукты. Так что наши ценности одинаковы.
И спросите ли вы меня о том, что сближает «Тима и Джони», или «Джони и Боба», или еще кого-то, мой ответ будет тем же. Если вы посмотрите на 100 главных людей в Apple, то вы обнаружите очень разных людей, очень разные личности, очень разные стили. Мы не машина по производству жвачки. Мы не пропускаем людей через конвейер, с которого они выходят одинаковыми, говорят одинаково, выглядят одинаково, думают одинаково. Мы правда ценим разнообразие, с заглавной буквы «Р».
Мы хотим разнообразия в мыслях. Мы хотим разнообразия стиля. Мы хотим, чтобы люди были самими собой. В Apple есть такая классная вещь: не нужно быть кем-то еще. Не нужно одевать маску, когда приходишь на работу, быть чем-то другим. Но то, что связывает нас – нас соединяют ценности. Мы хотим делать правильные вещи. Мы хотим быть честными и прямыми. Мы признаем свои ошибки и имеем достаточно смелости, чтобы меняться.
И в компании недопустимы интриги. Я ненавижу политику. Для нее нет места в компании. Моя жизнь слишком коротка, чтобы разбираться с этим. Никакой бюрократии. Мы хотим видеть быстро движущуюся, гибкую компанию, где нет никакой политики, никаких тайных планов.
Когда вы добиваетесь этого, все становится довольно просто. Вас не отвлекают все эти вещи. Нет всего того, о чем компании обычно волнуются. Не накапливается бюрократических завалов, когда каждый пытается оптимизировать только свои дела, захватить побольше территории и все такое. Наша работа становится проще, и мы свободны, чтобы сосредоточиться на действительно важном.
О совещаниях:
У нас бывают совещания команды топ-менеджеров. Каждый понедельник в 9 утра. Это словно религиозная штука: мы все ходим на эти совещания. Мы проводим вместе четыре часа. Мы говорим обо всем, что важно для компании – обо всем. Мы проходимся по каждому продукту, который производим – как там идут дела. Мы смотрим на каждый новый продукт, который стоит в плане – что происходит, как дела у рабочих групп, каковы там ключевые вопросы. Мы можем поспорить по текущим вопросам. Мы можем пообсуждать будущие планы. Бывает, доходит до момента, когда мы говорим: «Ну, вот тут нам надо отойти от рутины и провести реальный мозговой штурм, серьезно поговорить». Поддержание этого ритма, религиозное отношение к нему – на время совещаний никто не отправляется в поездки, все здесь, и никто не делегирует свои обязанности, — очень сильно помогает компании работать гладко. Не происходит рассинхронизации, потому что мы постоянно собираемся вместе.
О передаче власти от Стива Джобса Куку:
Однажды на выходных он позвонил мне и сказал: «Хочу с тобой поговорить». Это было летом 2011 года.
Я сказал: «Хорошо. Когда?»
Стив в своей типичной манере ответил: «Сейчас».
«Отлично. Уже еду».
Я отправился к нему домой и – все еще помню, как он начал тот разговор. Он сказал: «В Apple пост CEO еще ни разу не передавался на профессиональном уровне». Он говорил: «Наша компания сделала много отличного, но вот это не удалось ни разу». Главу компании непременно увольняют, потом приходит кто-то новый. И вот он говорит: «Я хочу, чтобы произошла профессиональная передача власти. И я решил, я рекомендую совету назначить тебя CEO, а я буду председателем совета».
Конечно, мы уже говорили до этого о том, что я могу быть преемником, я не первый раз об этом слышал. Но этот разговор случился в тот период, когда мне казалось, что Стив чувствует себя лучше, и я думаю, он тоже так считал. Так что в этом смысле я был слегка удивлен. Я переспросил: «Ты уверен?» Он сказал: «Да». А я опять: «Ты уверен?» И он сказал: «Да. Больше не спрашивай».
…
И по ходу дела я спрашивал его о разных сценариях, чтобы понять, в какой роли он хочет действовать как председатель совета. Он сказал: «Я хочу это прояснить. Я видел, что случилось, когда умер Уолт Дисней. Люди смотрели вокруг и все спрашивали и спрашивали, что бы сделал Уолт… Бизнес был парализован, люди все сидели на совещаниях и обсуждали, как бы поступил Уолт». И он сказал: «Я хочу, чтобы ты никогда не спрашивал себя, что бы сделал я. Просто делай то, что правильно». Он выразился очень ясно.
О самом Стиве:
У него – больше чем у любого другого человека, кого я встречал в своей жизни, — была способность менять свое мнение. Он мог быть совершенно увлечен каким-то направлением, но через наносекунду иметь совсем другую точку зрения. Сперва я думал: «Ух, странно-то как». И потом я понял, какой это дар. Очень многие люди – особенно, я думаю, CEO и топ-менеджеры, — настолько твердо сидят на своих прежних идеях, они отказываются или не имеют смелости признавать, что оказались неправы. Может быть, самая недооцененная черта Стива – это его смелость менять свое мнение. И знаете – это талант. Это талант.