€ 95.62
$ 89.10
Философия предпринимательства: взгляд Рида Хоффмана

Философия предпринимательства: взгляд Рида Хоффмана

Известный венчурный инвестор рассказывает о том, какие 3 философа стали для него главными учителями в бизнесе

История
Фото: recode.net

Когда люди думают о том, что стоит за историями успешных предпринимателей, на ум редко приходит философия. В отношении бизнеса в первую очередь вспоминается информатика, биология и дизайн, а философия вызывает в воображении образы академиков в очках, сидящих в кресле с книгой и трубкой.

Однако я считаю, что фундаментальное понимание философии — это мощный инструмент для предпринимательства.

Почему философия важна

Философия — это не просто абстрактное интеллектуальное упражнение. Она помогает лучше понять человека и то, как личность развивается в обществе.

Большинство современных людей слепы: они считают, что прошлое не так уж отличается от настоящего. Они не осознают глубоких сдвигов в мышлении, произошедших с течением времени. Когда-то мы жили племенами и считали правителей богами на земле, но постепенно на первое место вышло уважение прав человека как части национального государства. Все эти изменения, включая рождение самой науки, начались с философии.

Другое распространенное заблуждение о философии состоит в том, что она дает ответы. Цель философии не в том, чтобы преподносить буквальную истину в виде убеждений философов и их слов, а в том, чтобы эти философы и их мысли пробуждали и улучшали ваше собственное мышление.

Как работает философия

Понимание, которое приходит с изучением философии, возникает не потому, что человек запоминает высказывания великих философов и следует им со 100% точностью. Оно возникает от того, как эти слова взаимодействуют с тем, что уже есть в его голове, и того, как философия побуждает создавать новые горизонты в поиске истины.

Ключевой философский прием для понимания других людей, идей и тезисов — спросить себя, что в них правильно и неправильно. Даже если вы считаете что-то ошибкой, задумайтесь — может, в этом есть зерно истины? И когда вы с чем-то на 100% согласны, спросите себя: что тут может быть не так? Вот как рождается знание.

Суть философии в том, чтобы сначала задаться вопросом. Речь идет о таких вопросах, как «Почему мир такой, какой он есть?» или: «Я думаю, что у меня есть моральное право на что-то. Но действительно ли оно у меня есть и на каком основании?»

Поиск истины начинается с вопросов.

Вот три философа, которые привили мне это мышление.

1. Аристотель и природа человека

Первое философское влияние на меня оказал Аристотель. Он не был первым философом, но он был первым, кто реально открыл мне глаза на то, насколько философия важна в размышлениях о людях.

Во времена Аристотеля быть философом значило многое. Раньше науку называли «натурфилософией», и Аристотель во многих смыслах был первым ученым. Кроме того, Аристотель был наставником Александра Великого. Так что он не просто сидел в башне из слоновой кости, а в буквальном смысле влиял на мировые события.

На самом деле это одно из главных отличий между Аристотелем и его учителем Платоном. Платон был сосредоточен на чистых идеях, изображенных в его аллегории пещеры. Аристотель считал, что, поскольку мы встроены в материальный мир, философия начинается с изучения этого мира. Это одна из причин, почему я считаю, что Аристотель — хороший философ для предпринимателей.

Например, я считаю, что у предпринимательства должна быть встроенная теория человеческой природы. Если вы разработаете теорию о том, как люди себя идентифицируют, как они видят свои связи с другими людьми, рассматривают себя как часть группы и придерживаются теории добра, сделанные выводы помогут разработать продукт или услугу, которая понравится людям на фундаментальном уровне.

Чему нас может научить Аристотель

Каждый человек хочет стать героем своей собственной истории, а великие предприниматели делают героем каждого пользователя или клиента.

Конечно, одной теории недостаточно. У меня есть любимая цитата: «В теории нет разницы между теорией и практикой. На практике — есть».

Аристотель учил пересматривать теории на основе практики. Цикл теории и практики таков: взаимодействие с миром для создания теории, применение этой теории к миру и использование результатов для ее уточнения. Намылить, промыть, повторить.

Это сочетание теории и практики эффективно и важно. И в предпринимательстве, и в инвестировании это означает применение аристотелевского подхода к разработке инвестиционного тезиса, его проверка на практике, а затем оттачивание этого тезиса до остроты бритвы.

Мой любимый афоризм — «Если вам не стыдно за первую версию продукта, значит, вы запустили его слишком поздно» — как раз о важности баланса между теорией и практикой. Это не значит, что теория не нужна. Это значит, что ее нужно постоянно совершенствовать.

Кстати, практика не ограничивается классическим научным методом гипотез и экспериментов.

Еще один способ включить практику — поговорить с умными друзьями и спросить: «Как вы думаете, что не так в этой теории?»

2. Ницше и созидательное разрушение

Мои друзья Дэвид Джилк и Брэд Фельд написали книгу под названием «Еженедельник Ницше для предпринимателей: книга для разрушителей» (The Entrepreneur’s Weekly Nietzsche: A Book For Disruptors). Когда они обратились ко мне с просьбой написать предисловие, я был счастлив, потому что убедился: Фридрих Ницше действительно философ-покровитель предпринимателей.

Замечу: важно рассматривать Ницше в правильном историческом контексте, потому что о нем существует ряд распространенных заблуждений. Во-первых, ошибочное представление о том, что Ницше был фашистским философом. Во многом это связано с тем, что нацисты и их последователи из так называемых «альтернативных правых» провозгласили Ницше своим главным философом.

Это не вина Ницше, который умер в 1900 году, когда самые известные нацисты были еще школьниками. Вышло так, что его младшая сестра (от которой Ницше отстранился, когда она вышла замуж за известного антисемита) после его смерти взяла на себя его дела, а затем и имущество, присоединилась к нацистской партии в 1930 году и приняла государственную поддержку Архива Ницше после того, как нацисты захватили власть.

Нацисты удобно игнорировали реальные слова Ницше: «Евреи, без сомнения, самая сильная, чистейшая и стойкая раса, живущая сегодня в Европе». Ницше презирал бы фашистов, которые пытались заявить права на его наследие.

Более обоснованная критика Ницше относится к его статьям о женщинах, мнение о которых варьируется от похвалы до презрения. Мы можем и должны использовать произведения Ницше, чтобы пробуждать новые способы мышления, не принимая негативные аспекты его работ.

Чему нас может научить Ницше

Несмотря на эти проблемы, Ницше остается одним из самых влиятельных философов своей — или любой другой — эпохи, благодаря силе его идей и произведений. Для меня, как и для многих первокурсников университета, чтение Ницше было откровением.

В 24 года Ницше стал одним из самых молодых профессоров своего времени. Но академическая позиция в тот момент заключалась в том, что современные мыслители были лишь тенями великих философов прошлого.

Ницше, напротив, чувствовал, что, хотя прошлое и величественно, но действительно имеет значение создание нового, в том числе будущего человека, которого он называл Übermensch (иногда переводится как Сверхчеловек). Он считал, что нужно не копировать прошлое, а стремиться к лучшим версиям самих себя.

Этот акцент на важности личности и на том, что личность созидательна, участвуя в созидательном разрушении, — вот что делает Ницше моим философом-покровителем предпринимательства. Предприниматели изобретают предприятия, которые атакуют нынешних «идолов» (отрасль, рынки, продукты), создавая что-то новое и революционное.

Работы Ницше воодушевляют предпринимателей становиться героями и преодолевать трудности и страхи предпринимательского пути.

3. Витгенштейн и язык

Последний и наиболее поздний философ, которого я хотел бы обсудить, — это Людвиг Витгенштейн.

Витгенштейн прожил замечательную жизнь и был грандиозной фигурой. Он был двоюродным братом Фридриха Хайека. Климт писал свадебный портрет его сестры. Его отец был покровителем Родена. А Брамс и Малер выступали в резиденциях Витгенштейнов, когда Людвиг был ребенком.

Став взрослым, Витгенштейн произвел замечательное впечатление даже на своих современников-гениев.

Бертран Рассел сказал, что «Витгенштейн был, пожалуй, самым совершенным примером гения, который я когда-либо знал, в самом его традиционном виде: страстный, глубокий, напряженный и властный».

«Это было событие первостепенной важности в моей жизни, которое повлияло на все, что я делал с тех пор, как увидел, что [Витгенштейн] был прав, — говорил Рассел по поводу критики Витгенштейна в адрес его работы. — И я увидел, что у меня нет надежды когда-нибудь снова сделать фундаментальную работу по философии».

Легендарный экономист Джон Мейнард Кейнс еще лаконичнее выразил свое первое впечатление о Витгенштейне. Он просто сказал: «Появился Бог. Я встретил его в поезде в 5:15».

Как и многие предприниматели, Витгенштейн был супер-умным и несколько навязчивым, что помогло ему оказать огромное влияние на философию.

В то время философия переживала «лингвистический поворот», когда обсуждался вопрос, действительно ли философские проблемы заключаются в проблемах языка.

Например, в христианское средневековье философы и богословы задавали такие вопросы, как: «Сколько ангелов уместится на острие иглы?»

Лингвистический поворот сказал бы: «Это звучит как хорошо сформулированный вопрос, но это впечатление — иллюзия языка. Тот факт, что мы можем составить эти существительные и глаголы, следуя правилам синтаксиса, заставляет нас думать, что это очень важный вопрос, хотя на самом деле то, что мы спрашиваем, — ерунда». В поисках истины нам нужно начать исследование с самого языка.

Чему нас может научить Витгенштейн

В своей первой значимой работе «Логико-философский трактат» Витгенштейн предпринял логическую атаку на язык, заявив, что «язык хорош, когда он сформулирован ясно и логично». Заключительные слова его книги просты: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». («Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen.»)

Но что сделало Витгенштейна еще более великим, так это то, что он пошел еще дальше. Его следующая философская система была атакой на всю ранее существовавшую систему, включая его прежние взгляды на язык.

Витгенштейн задался вопросом: что мы можем понять о мире, в котором живем? Как выразить это понимание в языке, на котором мы можем общаться с другими? И как использовать это понимание, чтобы выразить наши теории мира, теории человечества и теории о том, что возможно, а что нет?

Некоторые противоречия этих взглядов Витгенштейн выразил в знаменитом афоризме: «Умей лев говорить, мы не могли бы его понять».

Ключевые уроки, которые я извлек из изучения Витгенштейна, заключаются во внимании к языку и его значению для идентичности, для того, как мы общаемся и сотрудничаем. И хотя это кажется чисто интеллектуальным спором, на этом я основывался, делая некоторые инвестиции.

Например, я вхожу в правление Coda. Coda специализируется на разработке рабочей интернет-платформы, и один из ее ключевых инструментов заключается в создании рабочих ритуалов. Совместная работа — это в какой-то степени ритуальная практика, наподобие парадокса следования правилу Витгенштейна.

Смысл наших ритуалов и то, как мы их изменяем и расширяем, — это то, что Витгенштейн называл «соглашением в форме жизни». Мы выбираем наиболее эффективные ритуалы (например, как вы проводите встречи? Как собираете обратную связь? Как координируете свою работу?) основываясь на том, помогают ли они создать высокоэффективную команду. Coda упрощает и систематизирует этот процесс для современной эпохи интернета.

Источник

Свежие материалы