€ 99.83
$ 92.62
Много «я»: чем больше у человека ролей, тем он сильнее

Много «я»: чем больше у человека ролей, тем он сильнее

Автор Better Humans Марта Брзоско рассказывает, как богатый жизненный опыт влияет на стрессоустойчивость

Саморазвитие
Фото: Uwe Conrad/Unsplash

В 2015 году я закончила университет, переехала из родной страны (Польши) и начала «искать себя».

С того времени я сыграла много ролей. Я была беззаботной путешественницей, социальным работником, горничной и официанткой, художницей, бегуньей, писательницей, практиком осознанности и так далее. И до сей поры я часто переживаю своего рода кризис идентичности, не понимая, какая из этих ролей «истинная».

Я думала, что это делает меня неуверенной и потерянной. Но теперь вижу, что принятие различных идентичностей и контекстов сделало меня сильнее, а не слабее.

Почему я так думаю?

Было много моментов, когда мое психическое здоровье оказывалось на грани. В 2018 году я пережила тяжелое рабочее выгорание — и сразу же снова встала на ноги. Я поехала в Непал в одиночку и вернулась до срока, потому что испытывала сильный страх. Но я не поддалась тревоге, а пришла к выводу, что, возможно, мне не нужно ехать далеко, чтобы найти себя.

Мне также не удалось стать стабильным писателем, несмотря на четыре года работы фрилансером. Тем не менее, я продолжаю писать, наслаждаясь процессом и не стесняясь того, что что-то не получается.

Другими словами, мне удалось выработать хороший уровень устойчивости к стрессу и неудачам. Долгое время я думала, что так происходит вопреки всем перипетиям в работе и образе жизни. Теперь же я вижу, что это происходит благодаря им.

Каждый из нас больше, чем просто один человек, и это нормально

Вы когда-нибудь чувствовали напряжение при общении с людьми из разных контекстов? Например, встретив босса во время шоппинга. Или впервые представляя партнера родителям. В таких ситуациях трудно вести себя естественно.

Многие люди проходят через такой конфликт, и это нормально. Вы играете разные роли для разных людей в своей жизни. А потом, когда эти люди оказываются рядом одновременно, сомневаетесь, какую часть себя демонстрировать.

Патрисия Линвилл из Йельского университета называет эти разные стороны я-аспектами. Можно представить, что это кусочки мозаики. Собранные вместе, они составляют вашу самоидентификацию.

Я-аспекты бывают разных форм и размеров. Они могут быть привязаны к ролям, которые вы играете на работе или в сообществе (например, роль бухгалтера или лидера церковной группы), целям, по которым себя идентифицируете (желание стать стройной), отношениям (вы мать, партнер или коллега, на которого полагаются окружающие), или чертам характера (трудолюбие, застенчивость и т. д.).

Интересно, что я-аспекты практически никогда не проявляются все сразу. Они зависят от контекста.

Например, в семье преобладающим я-аспектом будет роль родителя. Тут же могут быть затронуты другие связанные с этим я-аспекты, например, цель обеспечить своих детей или черты характера, связанные с уверенностью и юмором. Однако, сменив обстановку на рабочую, вы начинаете отождествлять себя с другими я-аспектами. На первый план выходят цель — продвижение по службе — и такие черты характера, как «конкурентоспособность» и «трудолюбие».

Несмотря на возможный конфликт этих ролей (например, дискомфорт, когда начальник знакомится с вашей женой), сосуществование нескольких я-аспектов полезно. Патрисия Линвилл называет это сложностью личности. Она обнаружила, что чем сложнее ваше самоощущение, тем вы более устойчивы к стрессу и жизненным трудностям.

Стресс нацелен на один я-аспект в одно время

Первый вывод заключается в том, что чем больше у вас я-аспектов, тем лучше. Если ваша самоидентификация «распространяется» на множество разных вещей, то даже если с одной из них что-то не так, можно опереться на другие.

Вспомните пазлы? Чем больше в них деталей, тем меньше заметно, что чего-то не хватает.

Например, если ваша идентичность строится на том, чтобы быть отцом и хорошим сотрудником, то это не слишком большая диверсификация. Представим, что начальник резко отзывается о вас на работе. Это подрывает большую часть идентичности и выбивает из колеи. У вас не так много других я-аспектов, на которые можно опереться.

Но, если помимо «отца» и «хорошего сотрудника», вы также считаете себя успешным теннисистом и хорошим другом, вам будет легче. Внезапно появляются еще две роли, в которых можно реализовать себя.

Патрисия Линвилл в своем исследовании обнаружила, что это весьма полезно с практической точки зрения. В ее эксперименте люди с высокой сложностью личности оказались менее подвержены негативным последствиям стресса, таким как ОРВИ и симптомы депрессии, с течением времени. Кроме того, исследование Линвилл показало, что любая стрессовая ситуация обычно влияет на один я-аспект больше, чем на другие:

«Когда люди переживают негативное событие, активируется я-аспект, наиболее соответствующий непосредственному контексту, и негативные мысли и чувства, вызванные переживанием, часто ассоциируются с активированным я-аспектом. Например, теннисист, только что проигравший важный матч, скорее всего, будет подавлен. Эти негативные чувства, вероятно, станут ассоциироваться с я-аспектом «теннисист», равно как и негативные мысли или заключения, вызванные поражением (например, «Я плохо играл под давлением»)».

Загвоздка в том, что я-аспекты могут оказаться связаны друг с другом. Когда это происходит, стрессовое событие влияет не только на этот аспект, но может «перекинуться» на другие:

«Чем больше связаны два я-аспекта, тем выше вероятность того, что мысли и чувства по поводу одного распространятся на мысли и чувства по отношению к другому».

Отец, который также хочет быть хорошим сотрудником, может объединить эти два я-аспекта. Если он плохо справляется с работой, это может подорвать его идентичность человека, обеспечивающего семью. Стрессовая обратная связь от начальника в этом случае будет иметь более серьезные последствия, чем для человека, четко разделяющего работу и семейную жизнь.

Сложность личности — это не просто количество я-аспектов, по которым вы себя идентифицируете. Она также зависит от того, насколько эти аспекты отделены друг от друга.

Принимая это во внимание, можно ли сделать свою личность более разнообразной, чтобы быть более устойчивыми к стрессу?

Что значит разнообразить личность

Как человек, накопивший за годы разные идентичности, группы друзей и разные рабочие места, я теперь более устойчива к стрессу. Это не значит, что я его не испытываю. Скорее, устойчивость заключается в способности прийти в норму после неудач.

Патрисия Линвилл подтверждает это, подводя итоги своего исследования:

«Более высокая сложность личности действовала как защитный буфер против неблагоприятных последствий стрессовых событий для физического и психического здоровья. Такие люди менее склонны к депрессии, стрессу, физическим симптомам и возникновению ОРВИ и других заболеваний после стрессовых событий высокого уровня».

Что касается меня, я легче переживаю, когда кто-то отказывается от моих работ, если реализую при этом другие свои навыки — например, в какой-то момент я была фасилитатором групп медитации и работала в сфере гостеприимства. Когда у меня что-то не складывалось в личной жизни, я находила утешение в своей более уверенной личности путешественницы-одиночки. А если не чувствовала себя в безопасности, путешествуя в одиночку, то опиралась на я-аспект духовного искателя, который извлекает уроки из любой трудности.

Уверена, что повышение сложности моей личности очень помогло мне, даже если я поняла это только задним числом. Если вы хотите повысить устойчивость к внешним воздействиям, имейте в виду, что сложность личности зависит от двух переменных:

  • По скольким я-аспектам вы определяете себя
  • Насколько эти я-аспекты независимы друг от друга

1. Во-первых, несколько идей о том, как увеличить объем я-аспектов

  • Восстановите связь со старыми друзьями и посмотрите, какие аспекты вашей личности проявляются во время общения с ними.
  • Найдите новое хобби, которое потребует развития способностей, которые вы сейчас не используете.
  • Присоединитесь к местному клубу, общественному центру или группе активистов, чтобы оценить, как вы взаимодействуете с незнакомцами и вливаетесь в новые группы.
  • Откройте для себя жанры книг, музыки и фильмов, которые игнорировали раньше, и обратите внимание, как ваш разум на них реагирует.
  • Попробуйте примерить на себя новую роль в повседневной работе или в социальной обстановке. Например, если вы привыкли следовать чужим советам, попробуйте предложить что-нибудь сами. Если вы привыкли быть лидером, проверьте, каково будет побыть ведомым.

Надеюсь, эти идеи вдохновят вас на создание новых я-аспектов — или на возобновление старых.

2. Далее возникает вопрос о том, как отделять эти я-аспекты друг от друга

Как обнаружила Патрисия Линвилл, это еще одна важная часть сложности личности. Вот мой взгляд на то, как этого добиться.

Основная идея такова: то, что вы переживаете в одной обстановке, не обязательно должно определять ваш опыт в другой. Например, если вы разочаровали друга, это вовсе не значит, что вы не можете быть хорошей матерью — даже в этот же день. Просто признайте это — и это уже даст вам свежий взгляд на ситуацию.

Затем позвольте себе поступать как другой человек. Отправляясь на йогу, вы ведь не берете с собой друзей по работе. Разделять определенные социальные группы — это здоровый подход. Это позволяет оставить позади определенные формы поведения и части личности — и вывести на свет новые.

Прежде всего, найдите время для одиночества и обдумывания различных я-аспектов, чтобы понять, когда они активируются. Вы можете записывать свои наблюдения в дневник, но острой необходимости в этом нет. Самая важная часть — почувствовать, кто вы, находясь в одиночестве, и подумать о том, как это состояние изменяется в окружении других людей.

Устойчивость возникает, если мы принимаем любой опыт

Меня поражает то, что мы становимся более устойчивыми при большей гибкости. Это противоречит распространенному мнению о том, что устойчивость подразумевает скрежетать зубами, быть твердыми и стоять на своем.

По моему опыту, все наоборот. Чем больше я принимаю свои реакции на различные обстоятельства, тем больше расширяется моя самоидентификация. И зная, что у меня достаточно вариантов, я меньше сопротивляюсь переменам. Я спокойна, когда кажется, что все летит под откос, потому что знаю: в любой момент дела могут пойти в гору.

Когда я была горничной, я плакала, убирая туалеты, потому что так устала от этой работы. В то же время я увлекалась придумыванием управляемых медитаций, до чертиков боялась одиночества в Непале, и гордилась тем, что готовила прекрасные салаты, подменяя подругу-повара.

Весь этот разнообразный опыт научил меня не только тому, что моя личность многогранна. Он показал, что чем больше я принимаю себя в настоящем, тем сильнее и счастливее становится мое будущее я.

Источник

Свежие материалы