€ 99.44
$ 93.19
Неизменные 150: актуально ли число Данбара в цифровую эпоху?

Неизменные 150: актуально ли число Данбара в цифровую эпоху?

Ученые затеяли спор, можно ли считать всех этих людей из Facebook и LinkedIn частью человеческих отношений

Будущее Образ жизни
Фрагмент картины Питера Брейгеля «Свадебный танец»

Сколько друзей может быть у человека?

В исследовании 1993 года британский антрополог Робин Данбар предположил, что у людей может быть не более 150 значимых отношений — показатель, который известен как число Данбара.

Но исследователи из Стокгольмского университета недавно опубликовали статью, в которой ставят под сомнение эту цифру. Они уверены, что у людей может быть гораздо больше друзей, если приложить усилия.

«Мы можем выучить тысячи цифр числа Пи, и если будем общаться с большим количеством людей, то сможем лучше строить отношения с большим количеством людей», — говорит автор исследования и профессор Стокгольмского университета Йохан Линд. Статья опубликована в журнале Biology Letters.

В своем первоначальном исследовании доктор Данбар, изучая обезьян и приматов, определил, что размер их неокортекса — части мозга, ответственной за сознательное мышление — коррелирует с размером группы, в которой они живут. Неокортекс у людей еще больше, Данбар подсчитал, что их идеальный размер группы равен в среднем 150.

В новом исследовании доктор Линд и его команда, используя обновленные наборы данных и статистические методы, обнаружили, что размер неокортекса не ограничивает количество связей, которые могут поддерживать люди. По его словам, число Данбара «довольно давно подвергалось критике». Команда Линда убеждена, что невозможно с какой-либо точностью установить максимальное количество дружеских отношений.

Профессор эволюционной психологии Оксфордского университета доктор Данбар выступил в защиту своего исследования. Новый анализ, по его словам, «чушь, абсолютная чушь». Он уверен, что исследователи Стокгольмского университета неверно провели статистический анализ и неправильно поняли как нюансы его собственной работы, так и человеческие связи. «Я поражаюсь их очевидной неспособности понять отношения».

Доктор Данбар считает, что к значимым отношениям относят людей, которых вы знаете достаточно хорошо, чтобы поздороваться без неловкости, столкнувшись в зале ожидания аэропорта. По его словам, это число обычно колеблется от 100 до 250, в среднем около 150.

При рождении этот круг начинается с одного-двух человек. Пик дружбы приходится на поздний подростковый период и возраст чуть старше 20 лет. К 30 годам у людей, как правило, налаживается около 150 связей, и это число остается неизменным до тех пор, пока им не исполнится 60-70 лет. Тогда количество связей, по словам доктора Данбара, «начинает стремительно падать». «Если вы проживете достаточно долго, то вернетесь к одному или двум близким отношениям».

В книге «Сколько друзей нужно одному человеку» Данбар приводит исторические и современные примеры, подтверждающие его исследования. Примерно в 6000 г. до н.э. размер неолитических деревень Среднего Востока составлял от 120 до 150 человек, если судить по количеству жилищ. В 1086 году средний размер большинства английских деревень, внесенных в Книгу судного дня, составлял 160 человек. По словам Донбара, в современных армиях боевые единицы насчитывают в среднем от 130 до 150 человек.

В 2007 году, когда Шведское налоговое агентство проводило реструктуризацию, стратег этого агентства, ссылаясь на исследование доктора Данбара, предложил, чтобы в каждом новом офисе было от 100 до 150 сотрудников. Сотрудники, и так недовольные реструктуризацией, узнали о плане и пожаловались на то, что их сравнивают с обезьянами. Число Данбара, в конце концов, не сыграло никакой роли в реструктуризации агентства, по словам трех официальных лиц, причастных к этим планам.

Мысль, что существует оптимальное количество людей, которыми нужно себя окружать, может успокаивать, но на самом деле нет единого правила, применимого ко всем, говорит профессор психологии из Летбриджского университета в Канаде Луиза Барретт. «Человеческая жизнь действительно сложна», — подчеркивает она.

Биологический антрополог Барретт, которая не участвовала в новом исследовании и раньше училась под руководством доктора Данбара, отмечает, что анализ выглядит надежным. «Нам необходимо переосмыслить и скорректировать интерпретацию и гипотезы в свете этих новых данных», — говорит она.

Различные дебаты возникают в свете переосмысления того, какие дружеские отношения мы хотим восстановить после пандемии, и обсуждения посткоронавирусных рабочих пространств.

Доктор Данбар изложил свою теорию несколько десятилетий назад, на заре интернета и задолго до того, как характер общения людей поменялся из-за социальных сетей. «Это число имело бы смысл, если бы мы по-прежнему полагались на картотеку Rolodex и разговоры с людьми, но мы живем в другом мире», — говорит профессор Колумбийской школы бизнеса Анджела Ли.

Благодаря сетевым инструментам, вроде LinkedIn, количество связей, которые мы можем поддерживать, выросло, и это важно, потому что, по данным исследований, люди, находящиеся на внешнем краю наших сетей, часто оказываются наиболее полезными для карьерного роста или генерирования творческих идей.

Доктор Данбар утверждает, что его теория жизнеспособна даже в сегодняшнем мире гиперсвязей, поскольку качество общения в социальных сетях часто низкое. «Это не личные отношения», — утверждает он.

Как повлияет пандемия на восстановление значимых связей — как на работе, так и в социальной жизни? Вероятно, еще слишком рано говорить об этом, но Данбар предрекает, что самое сильное влияние сети окажут на пожилых людей. «Их круги дружбы уже сокращаются, и это подтолкнет их еще дальше вниз по заданной траектории», — говорит он.

Данбар предположил, что у него есть около 150 друзей, хотя, по его словам, он и пытается не анализировать себя.

«Большинству людей, которые задумываются об этом, становится совершенно очевидно, что именно так организована их социальная сеть», — подчеркивает он. Ученый уверен, что число Данбара останется неизменным.

Источник

Свежие материалы