Эрик Баркер: 4 шага для развития эмоционального интеллекта
Журналист и писатель считает, что пандемия лишает нас эмпатии, и с этим нужно что-то делать
СаморазвитиеНикто из них пока не умер. Хищники и тролли джунглей Зул’Гуруба просто не подходили для этой группы. И вот 20 элитных Чернокнижников и Охотников спустились в темницу. Но их величайший враг был готов к встрече с ними…
Хаккар Свежеватель Душ, крылатый змей, стоял и хохотал. Охотники подняли мечи. Чернокнижники приготовились применить свою самую могущественную магию…
Но у Хаккара были свои заклинания. Когда первый воин атаковал его, он произнес: «Порченая кровь». Обессиленный герой упал на колени. Он едва мог поднять свой меч, поскольку хитпоинты покидали его…
Ну ладно, ладно…
Я знаю, что некоторые из вас подумали: «Что это за глупая фантазия? Баркер окончательно потерял рассудок». Клянусь, это весьма злободневно. На самом деле это правдивая история. Ну, в каком-то смысле. Это произошло… в онлайн-игре World of Warcraft. Если быть точным, 13 сентября 2005 года. В любом случае, клянусь, это имеет значение. Не уходите!
Заклинание Хаккара было не только мощным, но и заразительным. «Порченая кровь» распространялась в подземелье от персонажа к персонажу. Но вот в чем дело: программисты WOW недостаточно тщательно спланировали этот новый раздел игры. Во-первых, они не предвидели, как игроки отреагируют на уникальный вызов заклинания, распространяющегося подобно вирусу.
Некоторым персонажам битва показалась настолько сложной, что они телепортировались прочь — разнося заразу по виртуальному миру Азерота. Программисты не могли предположить, что «порченая кровь» покинет подземелье, но в коде игры этому ничто не препятствовало. В эту часть игры могли играть только персонажи высокого уровня, и мощное заклинание только ослабляло их, а вот более мелкие персонажи погибали.
За считанные часы пали целые города World of Warcraft. Земля дварфов Стальгорн и дом орков Оргиммар были усеяны виртуальными трупами. Началась паника. Игроки бежали из городов, разнося «порченую кровь» еще дальше. В то время у WOW было более 4 миллионов игроков. За несколько дней погибли сотни тысяч персонажей.
Да-да, это была первая виртуальная глобальная пандемия.
И как же игроки вели себя во время виртуальной пандемии? Как обычные люди. Всем нам в эпоху COVID-19 это поведение может показаться довольно знакомым…
Создатели игры попытались ввести добровольный карантин. Но игроки не подчинились, и болезнь распространилась. Когда это не помогло, они попросили игроков явно пометить себя как инфицированных, чтобы остановить волну. («Протестировать и отследить». Похоже?) Но и это не удалось. Часть игроков бежала в отдаленные уголки игрового мира, чтобы избежать заражения — виртуальное социальное дистанцирование. (Не знаю, делали ли они при этом запасы виртуальной туалетной бумаги.)
Это была всего лишь видеоигра, но те, кто в нее играл, были людьми и реагировали эмоционально, как люди. И многие из этих эмоциональных реакций были совершенно неожиданными…
Некоторые игроки-альтруисты отправились в центры пандемии и пытались спасти зараженных, применяя исцеляющие заклинания. Многие из них умерли или сами стали переносчиками. Но другие игроки не были такими добрыми. Некоторые намеренно заразились, а затем телепортировались на родину своих врагов, действуя как виртуальные эпидемиологические террористы-смертники. (Один парень даже решил сыграть роль Пророка Судного Дня, крича о чуме посреди городской площади.)
Но это был просто инцидент в глупой игре, верно? Что ж, в CDC так не думали. Они попросили у создателя игры, Blizzard Entertainment, статистику по виртуальной чуме, потому что событие это было достаточно реалистичным и на его основании можно было сделать некоторые выводы. А эпидемиолог Нина Фефферман (сама WOW-игрок) написала «Историю о порченой крови», которая была опубликована в престижном медицинском журнале The Lancet. Некоторые из этих данных были использованы для понимания социологических аспектов вспышки Covid-19.
Итак, что это были за уроки? Люди эмоциональны, и их трудно предсказать. Поведение вашего соседа во время пандемии — полная загадка. Можно назвать это соседом Шредингера. В прошлом эпидемиологи использовали компьютерные модели, которые не учитывали человеческую непредсказуемость. Однако такие игры, как WOW — «компьютерная модель», в которой поведение определяется реальными людьми — были гораздо более проницательными и предсказуемыми. Они могли бы стать инструментом для лучшего изучения пандемий.
Все это стало уроком по эмоциональному интеллекту.
И вот мы находимся в прекрасном 2020 году, который до сих пор казался алхимическим гибридом Г. Ф. Лавкрафта и канала Discovery. Учитывая, что наш перевернутый эксцентричный мир полностью отрывается от реальности, может показаться, что это не лучший год для проявления чувствительности.
Так что же будет дальше? Не знаю, но боюсь, что у меня закончится попкорн. Я точно знаю, что нам как никогда нужен эмоциональный интеллект. Нам нужно поддерживать связи с другими людьми, сопереживать и работать вместе, чтобы преодолеть все это.
Проблема в том, что пандемия реально снижает наш эмоциональный интеллект. Вирус превратил всю нашу жизнь в эмоциональную свалку, а технологии во многих отношениях только усугубляют проблему. Исследования показывают, что у людей, которые слишком много времени проводят перед экранами компьютеров, снижается способность считывать невербальные сигналы других людей и эффективно общаться. Да, звонки в Zoom доставляют удовольствие, но это не то же самое, что личное общение. Точно так же, как Wii golf не превратит вас в Тайгера Вудса.
Итак, нам нужно укреплять эмоциональный интеллект. И в этом нам не поможет карусель в Instagram или мудрая маникюрша в местном торговом центре. Да, у меня есть исследования, и я не боюсь им пользоваться. Я не говорю, что это превратит вас в заклинателя силы, но может помочь в борьбе с атрофией эмпатии в изоляции.
Так что же такое эмоциональный интеллект? Это концепция, которую в начале 90-х придумали Джон Майер из Университета Нью-Гэмпшира и профессор Йельского университета Питер Саловей. Затем ее изучил и популяризировал Дэниел Гоулман. Вот определение Майера.
Из «Руководства по эмоциональном интеллекту» Harvard Business Review:
С научной точки зрения эмоциональный интеллект — это способность точно воспринимать свои эмоции и эмоции других людей, понимать сигналы, которые посылают эмоции об отношениях, а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Я переработал много данных и уложил их в четыре правила: осознать, распознать, уточнить, отрегулировать.
1) Осознать
Самосознание — важнейший из навыков эмоционального интеллекта. Почему? Потому что без него у вас не будет возможности оценить свои навыки, понять, чего вам не хватает и над чем нужно работать. Вы летите вслепую. Так каково формальное определение?
Из «10 самых читаемых статей HBR об эмоциональном интеллекте»:
Самосознание означает глубокое понимание своих эмоций, сильных и слабых сторон, потребностей и побуждений. Люди, у которых сильное самосознание, избегают чрезмерной критичности и нереалистичных взглядов. Скорее, они честны с собой и с другими. Они осознают, как их чувства влияют на них, их производительность и на других людей.
Так как же повысить самосознание? При помощи самокопания?
Вот и нет. Это не работает. По большому счету, у нас все плохо с самосознанием, а прокручивание историй в голове только усугубляет ситуацию. Как ни странно, вы повышаете самосознание при помощи других людей.
Из книги «Инсайт»:
Психолог Тимоти Смит и его коллеги убедительно продемонстрировали это в исследовании с участием 300 супружеских пар, в которых обоих партнеров проверяли на сердечные заболевания. Они попросили каждого участника оценить уровень гнева, враждебности и аргументации своего партнера и себя самих — все это служит надежными сигналами болезни, — и обнаружили, что собственные оценки людей были гораздо менее точными, чем оценки их супругов.
Если вы хотите лучше узнать себя, проведите неформальный опрос. Да, возможно, некоторые друзья будут деликатны и польстят вам, но, опросив пять или десять человек, вы увидите очень точные тенденции.
Вы понимаете себя, общаясь с другими людьми, и это дает вам самосознание, чтобы лучше общаться с окружающими. Это не парадокс, это спираль добродетели.
2) Распознать и назвать
Нужно следить за собой в течение дня. Как вы себя чувствуете? На этот вопрос большинство из нас, даже стоя посреди действующего вулкана, ответит: «Хорошо». Мы часто не обращаем внимания на свои эмоции, пока стрелка не окажется в красной зоне. А если мы не осознаем свои чувства, мы не можем предотвратить их бессознательное влияние на наше поведение.
Так как же нам получить ответы? Правильно: пытка водой… Упс. Я имею в виду, при помощи вопросов.
Сделайте это привычкой. Если нужно, установите будильник на телефоне. Несколько раз в день просто спрашивайте себя о самочувствии. Звучит глупо, но каждый из нас хоть однажды принимал ужасное решение, а потом осознавал, что это произошло из-за плохого настроения. (Ходили когда-нибудь в магазин голодными? Это один из вариантов.)
Осознав, что чувствуете, обозначьте эмоцию, чтобы справиться с ней. Мозг не может иметь с чем-то дело, если вы не знаете, что это такое, поэтому нужно дать этому название. Неврологические исследования, проведенные Мэтью Либерманом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, показали, что называние помогает нам контролировать и подавлять сильные эмоции.
Из книги «Разрешение чувствовать»:
… Участников, которые очень боятся пауков — испытывают арахнофобию — поместили в комнату с пауком в клетке. Часть из них использовала эмоциональные слова, чтобы описать свои чувства в этой ситуации, в то время как другая часть просто констатировала факты при помощи эмоционально нейтральных слов. Результат? Члены первой группы смогли сделать больше шагов к клетке, чем остальные участники. Кроме того, более широкое использование таких слов, как «тревога» и «страх», во время контакта с пауком было связано со снижением этих эмоций.
Да, как это ни парадоксально, но использование слова «тревога» снижает тревожность. Нужно назвать ее, чтобы приручить. И чем лучше вы распознаете эмоции в себе, тем лучше со временем сможете распознать их в других.
3) Уточнить
Называние — это хорошо, но если вы можете называть вещи только «хорошими» или «плохими», вас вряд ли можно назвать чувствительным. Деление эмоций на черное и белое говорит о нехватке эмоционального интеллекта. Если вы замечаете сложные, тонкие эмоции не лучше, чем ультрафиолетовое излучение, мир будет очень тревожным местом, особенно в эпоху Covid.
Нам нужно развивать «эмоциональную детализацию». Чем лучше вы разделяете эмоции, тем лучше справляетесь с ними. Знать, что вы злитесь, хорошо, но способность распознать, что вы «голодны», дает решение проблемы. А более детальное распознавание положительных эмоций позволяет вам делать то, что необходимо, чтобы усилить или углубить их.
Так что расширяйте свой эмоциональный словарный запас, исследуйте свои чувства и начните следить за различиями. Например, вы испытываете стресс. Говоря более детально, это беспокойство по поводу неопределенного будущего? Или страх перед тем, что, по вашему мнению, произойдет? Или давление из-за слишком большого количества обязанностей? Такой уровень понимания позволяет лучше решить проблему.
Тезаурус вам в помощь. Серьезно. Более разнообразная эмоциональная лексика помогает лучше понимать себя и других. Когда вы понимаете, что именно чувствуете и можете это назвать, окружающим тоже становится легче понять ваши чувства.
И вот здесь все запутывается. Последние исследования показывают, что эмоции не заложены в нас от рождения.
Из книги «Как рождаются эмоции: Революция в понимании мозга и управлении эмоциями»:
Что касается эмоций и вегетативной нервной системы, за последние два десятилетия было проведено четыре важных метаанализа, самый крупный из которых охватывал более 220 физиологических исследований и около 22 тысяч испытуемых. Ни один из этих четырех метаанализов не выявил стойких и конкретных отпечатков эмоций в теле.
Эмоции — это концепции, которым мы учимся на основе культуры. Психологические ощущения, такие как дрожь в руках, реальны и конкретны, но ваш мозг должен интерпретировать их через призму того, чему вы научились, чтобы решить, «нервозность» это или «возбуждение».
Вы когда-нибудь видели, как маленький ребенок, упав, сразу же смотрит на свою мать, чтобы определить, как отреагировать? И если мама паникует, то и ребенок тоже. Если же мама спокойна, то и ребенок не волнуется.
Эмоции — это конструкции, а это означает, что в других странах есть такие эмоции, которых вы никогда не испытывали.
Из книги «Разрешение чувствовать»:
Iktsuarpok — это слово инуитов, оно описывает нетерпение, которое вы испытываете, дожидаясь гостя, то и дело выходя на улицу, чтобы проверить… Kvell — это слово на идиш, которое описывает чувство безграничной любви и гордости, которое вы испытываете, когда видите, на что способен ваш ребенок… В китайском языке существует более сотни различных терминов, связанных со стыдом…
Что это значит? Вы можете создавать свои собственные новые эмоции. Вы не слишком счастливы, но и не слишком несчастны… что-то между. Так придумайте для этой штуки новое слово. Это настоящий эмоциональный интеллект, и это путь к более глубокому пониманию себя и к большему контролю над своей жизнью.
Страх, который вы испытываете в воскресенье вечером, зная, что завтра вам нужно идти на работу? «Воскресенье-нитис». Или особое чувство к партнеру? «Страсть-о-рама». Да, поначалу это может показаться немного глупым, но пусть это вас не останавливает. У японцев есть «агэ-отори» — «ощущение, когда хуже выглядишь после стрижки». Мы все его испытывали. Чтобы придумать ему название, нужен один гений эмоционального интеллекта. Станьте этим гением.
Поделитесь своими новыми эмоциями с другими людьми, и вы сможете испытывать их вместе. Это путь к большему пониманию и близости.
4) Переосмыслить, чтобы отрегулировать
Гарвардский исследователь Шон Ачор опрашивал банкиров сразу после разразившегося кризиса 2008 года. Большинство из них испытывали невероятный стресс. Но некоторые были счастливыми и стойкими. Что же объединяло этих людей?
Они пережили те же события, но их мозг не счел их угрозами. Они видели в них проблемы, которые нужно преодолеть. И просто показав обычным банкирам видео, объясняющее, как воспринимать стресс как проблему, он превратил несчастных банкиров в супербанкиров.
Вот что сказал Шон:
Мы наблюдали за этими группами людей в течение следующих трех-шести недель и обнаружили, что если убедить их рассматривать стресс как проблему, а не как угрозу, то симптомы стресса уменьшаются на 23%. Это приводит к значительному повышению не только уровня счастья, но и их вовлеченности в работу.
Воспринимайте стресс как волнение. Исследования показывают, что физиологические состояния одинаковы, отличается только то, как мы их воспринимаем.
Эмоции — это концепции, сформированные интерпретацией того, что происходит в вашем теле. Так что вы можете воспринимать зуд и тремор как тревогу или как волнение. Переосмыслите поступающую информацию. Это слезы печали, слезы радости или слезы облегчения? Не попадайтесь в ловушку первого ощущения, которое приходит на ум. Эмоции податливы и их можно интерпретировать, в отличие от законов физики. Сделайте шаг назад. Понаблюдайте за своими эмоциями. Обозначьте, что вы испытываете. Задумайтесь, что еще это может быть. Воспользуйтесь преимуществом сомнения в пользу более позитивного варианта.
Да, это требует практики, но это, возможно, один из самых мощных навыков, которые вы можете освоить. Он определяет разницу между тем, чтобы справляться со своим гневом, как джедай эмоционального интеллекта, или обсуждать его с психотерапевтом, назначенным судом.
Пандемия World of Warcraft была похожа на другие реальные эпидемии почти до абсурда. Что, как обнаружили исследователи, было самым большим источником распространения? Животные. Внутриигровые «домашние питомцы» персонажей не могли умереть от «порченой крови», но они были постоянными переносчиками инфекции… Так же, как летучие мыши с Covid-19 или крысы с бубонной чумой. С ума сойти.
Однако виртуальная пандемия длилась всего неделю. Как же она закончилась? Эммм, они сбросили игровые серверы. Да, на этом сравнение заканчивается. К сожалению, мы не можем перезагрузить Землю. Но еще один урок из этого происшествия мы можем извлечь…
В 2008 году в World of Warcraft была еще одна чума. Но на этот раз она произошла не из-за злых чар. Теперь причиной стали зомби. Но эта пандемия была умышленной. Для продвижения пакета расширения «Wrath of the Lich King» WOW создали «Великую чуму зомби ’08». Blizzard намеренно использовала уроки «порченой крови» — ради захватывающего опыта, который очень понравился игрокам. И эту пандемию хвалили как даже более реалистичную, чем «настоящую», с которой Азерот столкнулся за три года до этой.
Создатели World of Warcraft извлекли уроки из своих ошибок и — буквально — создали более правильный мир.
И мы можем сделать это. Читая типичный раздел комментариев на YouTube, вы можете подумать, что люди не слишком умны, но человеческий дух подавить невозможно. Что бы нас ни ждало, мы восстанавливаемся.
Сейчас дела обстоят плохо. Единственное, что размножается быстрее вируса, — это подкасты. Но мы с этим справимся. Но недостаточно просто выжить, мы должны процветать. И так и случится. Мы провели так много времени в разлуке из-за вируса, но не можем позволить ему разрушить нашу способность общаться, сочувствовать, расти и учиться друг у друга.
Эмоциональный интеллект начинается с вас, но быстро распространяется на других. Практикуйте эти навыки, и вам больше не придется использовать заезженное выражение «Я знаю, что вы чувствуете». Вы будете знать, что чувствует другой человек. Вы сможете описать это и понять, чем это чувство отличается от других.
И один из величайших даров, которым мы можем поделиться с окружающими — это дать им почувствовать, что они не одиноки в этом мире.