Как почувствовать себя лучше: три надежных способа

Как почувствовать себя лучше: три надежных способа

Писатель и блогер Марк Мэнсон сформулировал теорию о том, почему терапия, ведение дневника и медитация помогают нам стать лучше

Саморазвитие
Фото: Douglas Scortegagna/Flickr

В рассылке Mindf*ck Monday я каждую неделю выбираю три идеи, которые могут изменить вашу жизнь и сделать вас немного менее ужасным человеком. На этой неделе я рассказываю о трех популярных способах «почувствовать себя лучше» — терапии, ведении дневника и медитации, — и о том, почему на самом деле все они выполняют одну и ту же задачу.

Терапия

Почему мы чувствуем себя лучше, рассказывая кому-то о своих проблемах?

Терапия в целом очень хорошо зарекомендовала себя. У большинства людей, которые проходят терапию дольше нескольких месяцев, надежно улучшается самочувствие и сокращаются симптомы тревоги или депрессии. Более того, чем дольше люди используют терапию, тем больше пользы она приносит. Исследования в подавляющем большинстве выступают за терапию. Она работает. Она помогает людям.

Но вот неожиданный поворот: мы до сих пор не знаем, почему она работает.

В психологии существует бесчисленное множество форм терапии. КПТ, УОДП, ДПТ, МП, ТПО, КПП, РЭПТ. Гештальт, экзистенциальная, юнгианская, межличностная, роджерианская, гуманистическая, регрессионная терапия, психоанализ и, конечно же, всеми любимая семейная терапия.

Каждая из этих методик предлагает особые рамки и собственную философию. Каждая из них предполагает уникальный взгляд на человеческий разум и собственный подход к борьбе с патологией и психическими заболеваниями.

Учитывая, что подходов к терапии так много, несколько десятилетий назад исследователи справедливо заинтересовались тем, какие методы лечения наиболее эффективны, какие из них работают. Поэтому они провели сотни экспериментов, чтобы определить, какие способы лечения дают наилучшие результаты. И ответ наверняка вас удивит.

Все.

Все они в той или иной степени работают. Практически все методики дают в среднем похожие результаты. Все они приносят заметный, но не идеальный результат. Одни работают немного лучше для решения определенных проблем, чем другие (например, КПТ, по-видимому, немного лучше помогает при тревоге). Но в целом сам факт того, что вы занимаетесь терапией, оказывает гораздо большее влияние, чем тип лечения, который вы выбираете.

И это потрясающе. Это значит, что сколько бы теорий мы ни выдвигали за последние 150 лет, содержание самой терапии не так важно. И многие исследования показывают, что с любителями полезно общаться не меньше, чем с профессионалами. Таким образом, возможно, что большого значения не имеет не только методика, но даже квалификация терапевта.

Что важно, так это просто дать человеку возможность регулярно приходить куда-то и рассказывать о своих проблемах другому, который внимательно выслушает. Ценность терапии не в самой терапии. Это контекст. Это окружающая среда. Вы платите за место, где можно разобрать свои проблемы с кем-то, кто заслуживает доверия и не осудит вас. Все остальное кажется просто предлогом, чтобы привести вас в эту комнату и в этот социальный контекст.

Ведение дневника

Почему мы чувствуем себя лучше, записывая все свои безумные мысли?

Итак, если большая часть ценности терапии — это просто войти в комнату и критически обсудить свои собственные мысли, идеи и эмоции, нельзя ли сделать это другими способами? Нельзя ли просто позвонить другу?

Конечно, многие люди так и делают. Но есть другой способ, который, возможно, не так очевиден.

Ведение дневника.

На протяжении большей части человеческой истории записи вели не ради психического здоровья или заботы о себе. Образованные люди делали это, чтобы помочь себе думать. Психологи начали рассматривать идею о том, что ведение дневника может иметь терапевтические преимущества, не раньше 1960-х и 1970-х годов. Многие начали экспериментировать со своими пациентами. Исследование показало, что ведение дневника действительно очень эффективно для улучшения психического здоровья и самочувствия. Сегодня многие терапевты и консультанты активно поощряют своих клиентов вести дневник в дополнение к своим сеансам.

Преимущества ведения дневника для психического здоровья, вероятно, отражают преимущества разговорной терапии — есть что-то мощное в словесном выражении ваших мыслей и чувств. Это каким-то образом подрывает их власть над вами.

Но давайте копнем немного глубже. Почему вербализация наших мыслей и чувств каким-то образом снижает их влияние на нас? Если вы давно меня читаете, то наверняка уже догадались, что я собираюсь сказать. У меня есть теория.

Медитация

Почему мы чувствуем себя лучше, сидя на полу и считая дыхание?

Я помню свою первую медитацию. Это была странная «восточная духовная» штуковина, которую решил нам продемонстрировать школьный учитель. Это был конец 90-х, и тогда медитация еще была экзотикой, странной вещью, предназначенной только для хиппи и мистиков. Никто из моих знакомых не воспринимал ее всерьез.

Двадцать лет спустя медитация стала мейнстримом. Сейчас ее регулярно практикуют в залах заседаний, на конференциях, семинарах, в тюрьмах, школах и церквях. Приложения для медитации получили распространение и превратились в индустрию с многомиллиардным оборотом. Сегодня медитация — это не только нормально, но и модно. Это то, чем вы хвастаетесь перед окружающими, как когда-то бравировали тем, что ходите в спортзал.

До сих пор мы говорили о том, что терапия работает, потому что вы выражаете словами свои мысли и чувства (тем самым ослабляя их хватку) и получаете обратную связь без осуждения от другого человека. Ведение дневника работает аналогичным образом — позволяет вам выразить свои мысли и чувства самому себе, а затем ответить на них без осуждения.

Я бы сказал, что медитация эффективна, потому что она делает то же самое, за исключением вербализации.

Философ Артур Шопенгауэр писал, что сознание состоит из двух частей: субъекта и объекта. Думайте о субъекте как о «видящем», а об объекте как о «видимом». Оба аспекта необходимы в сознании — всегда существует что-то «видящее» и всегда что-то «видимое».

Как правило, мы — это субъект нашего сознания, а объект — какая-то внешняя вещь. Эта клавиатура, на которой я сейчас печатаю, — объект моего сознания. Еда, которую я буду есть на ужин сегодня вечером, также объект моего сознания. Сигнал телефона — объект моего сознания.

Пока «я» — это субъект, а какая-то внешняя вещь — объект, все мои мысли, чувства, импульсы и желания объединяются в некую неосязаемую субъектность, известную как «я», которая не анализируется и не рассматривается. Этот неизученный субъект часто называют «эго».

Только сфокусировавшись на самих себе и сделав свои мысли и чувства объектом сознания, мы можем различать их и рассматривать в перспективе.

«Хм, мне сегодня грустно, а я этого не осознавал». То, что когда-то относилось к субъекту (мое чувство грусти), теперь стало объектом моего сознания и, следовательно, отделилось от меня. Теперь я могу рассматривать свою грусть, как если бы это был не я. Я могу спросить, почему она существует, для какой цели, полезна ли она мне? Именно так и формируется самосознание.

Так что же общего между терапией, ведением дневника и медитацией?

Все это техники, которые помогают нам преобразовать то, что обычно бывает субъектом нашего сознания, в объект сознания.

Только и всего.

Это три инструмента для развития самосознания и избавления от эго. Терапия делает это при помощи какого-то вдумчивого человека, предлагающего нам выразить свои мысли и чувства. Дневник призывает писать о своих мыслях и чувствах. Медитация обучает нас наблюдать за своими мыслями и чувствами, как если бы они были отделены от нас самих.

Вот как почувствовать себя лучше. Превратить субъект в объект. Превратить неявное в явное. Переместить внутреннее во внешнее. Перейти от субъективного к объективному.

А затем, когда наши мысли, чувства и импульсы отделены от нашего «я» — от нашего эго, — мы можем решить, хотим ли мы сохранить их, воссоединиться с ними или же просто расстаться.

Источник

Свежие материалы