Стив Бланк: Все предприниматели — диссиденты
Будущее Лидерство«За безумцев. За изгоев. За бунтарей. За возмутителей спокойствия. За квадратные крышки круглых люков. За тех, кто видит мир иначе. Они не большие любители правил. И у них нет уважения к статус-кво. Можно цитировать их, можно не соглашаться с ними, можно прославлять их или чернить их. Но единственное, чего не получится — это игнорировать их. Потому что они меняют окружающий мир. Они подталкивают человеческую расу к движению вперед. И хотя некоторые увидят в них безумцев, мы видим их гений. Потому что люди, достаточно сумасшедшие, чтобы думать, что способны поменять мир, как раз годятся на эту роль».
Страны, где художников и протестующих сажают в тюрьму, никогда не смогут построить успешную культуру предпринимательства. Им останется лишь производство более эффективных мышеловок или клонирование бизнес-моделей других стран.
Предприниматели как диссиденты
Когда Стив Джобс вернулся в Apple, он запустил гениальную рекламную кампанию под лозунгом Think Different. Для того, чтобы ядро аудитории Apple верило, что компания все еще борется за свой бренд.
Но в конечном итоге реклама транслировала нечто гораздо более фундаментальное. Безумцы? Изгои? Бунтари? Возмутители спокойствия? Чтобы превознести таких людей как героев, нужна страна и культура, которые терпимо относятся к инакомыслию и поощряют его.
Потому что без инакомыслия творчество невозможно.
Страны, которые удушают инакомыслие и в то же время пытаются стимулировать предпринимательство, теряют конкурентоспособность.
Раздвигать границы
Большинство стартапов решают проблемы на уже существующих рынках: делают лучше что-то, существовавшее прежде. Некоторые стартапы решают по-новому сегментировать рынок: найти нишу с неудовлетворенным спросом на существующем рынке или предоставить достаточно хорошее бюджетное решение. Все это хороший бизнес, и нет ничего плохого в том, чтобы основать такую компанию.
Но небольшая доля предпринимателей — подлинные художники. Они видят то, чего не видит никто другой. Эти предприниматели стремятся изменить «то, что есть», превратить это в «то, что может быть». Они создают новые идеи и новые рынки, раздвигая границы. Эта идея создания того, что видят немногие — и наличие «поля искажения реальности», без которого не наберешь подходящую команду, — лежат в основе того, что делают эти предприниматели.
Такие люди, стремящиеся оставить след в истории — диссиденты. Они не боятся сказать своим боссам, что те идиоты. Или сказать своим университетам, что те учат не тому, что надо. Или велеть всей отрасли мыслить иначе. И что еще важнее, они не боятся сказать своей стране, что она ошибается.
Свобода слова и мысли
Предприниматели в США принимают за данность нашу свободу слова, свободу самовыражения и свободу мысли. В последние несколько лет я побывал во множестве стран, которые понимают, что восход предпринимательства станет экономическим двигателем 21 века. В нескольких из этих стран правительства вливают колоссальные суммы в программы развития предпринимательства, в создание новых вузов и даже городов. И все же снова и снова, когда я спрашиваю местных предпринимателей, какие у них вопросы, чаще всего в первую очередь они спрашивают: «Как получить визу в США?»
Много лет я думал, что этот интерес вызван банальными экономическим причинам. В тех странах, что подавляют протест, обычно существует устоявшаяся система коррупции. Это означает, что недостаточно иметь лишь хорошую идею: нужно иметь «друзей в нужных местах». Но теперь я понимаю, что это два проявления одной и той же проблемы. Трудно сосредоточиться на творчестве, когда изрядная часть твоей творческой энергии уходит на то, чтобы выяснить, как же существовать в системе, не терпящей инакомыслия.
Основные уроки:
— Предпринимателям нужна такая же творческая свобода, как и художникам и диссидентам.
— Без этой свободы стране останется клонировать чужие бизнес-модели или создавать улучшенные версии существующих продуктов.
— История показывает, что самые творческие люди покидают репрессивные страны и творят где-то еще.
Оригинал поста: steveblank.com/2012/11/06/entrepreneurs-as-dissidents/