€ 99.94
$ 92.44
Как отличить стратегию от галлюцинаций. Уроки для стартапов

Как отличить стратегию от галлюцинаций. Уроки для стартапов

Советы Стива Бланка, «крестного отца Кремниевой долины»

Лидерство

Основатель компании должен уметь распознавать новые тренды и быстро поворачивать, если это необходимо. Иногда эти тренды — не более чем шум, и концепция — лишь галлюцинация. Умение отделять реальные идеи от галлюцинаций позволит вам предотвратить хаос внутри вашего стартапа.

Один из моих бывших студентов Юрий в 2011 году открыл компанию, которая занимается анализом больших массивов данных. Он превратил свою докторскую диссертацию в отличный продукт, получил финансирование и возглавил компанию с 30 сотрудниками. Было здорово видеть, как он вовсю погрузился в развитие отношений с клиентами: он постоянно находился на виду у покупателей, прислушивался к ним, занимался продажами, установкой продукты и многому учился.

Но в этом и крылась проблема. Я провел немного времени в его компании, когда изучал с помощью их софта стартапы на ранней стадии. То, что я увидел, напомнило мне о лучших и о худших сторонах моего собственного опыта в роли основателя компании.

Каждую неделю — новый поворот

Было похоже, что каждую неделю Юрий возвращался со встречи с клиентом, наполненный новыми идеями. «Мы готовим неправильный продукт! — восклицал он. — Нам нужно свернуть в сторону». Отбрасывая в сторону свой гибкий подход к разработке продукта, а иногда и целиком бизнес-модель, компания начинала работать в пожарном режиме над его новыми идеями, какими бы они ни были.

Были недели, когда Юрия тревожили отток клиентов, иссякающий банковский счет и удручающие отзывы покупателей. Тогда он возвращался в офис со словами: «Если мы не возьмемся за дело, то через 3 месяца нашему бизнесу конец». Я даже слышал, как он сказал клиенту: «Если мы не получим ваш заказ, через 90 дней нам придется закрыться».

Как следствие, все сотрудники боялись принимать какие-либо решения, потому что были неспособны угадать, чего хочет Юрий на этой неделе. Некоторые разработчики, наслушавшись рассказов о том, что бизнесу скоро конец, начали готовить к рассылке свои резюме. Компания приобретала репутацию бизнеса, у которого нет последовательной стратегии.

Я скривился, увидев все это: Юрий был похож на меня в начале моей карьеры. Я возвращался со встреч с клиентами, уверенный, что только что узнал реальный секрет успешного будущего, и начинался полный беспорядок.

К несчастью для компании Юрия, хотя в ней было четверо основателей, Юрий был CEO, и ни один из них не мог набраться сил и сказать ему, что его «идеи» наносят компании вред. Так что когда мы с ним остались наедине, я объяснил Юрию, что он злоупотребляет словом «поворот» и путает его с тем, что чувствует в тот или иной момент. «Ты должен осознать, — сказал я, — что ты уже не просто умный инженер: 30 человек бросают все свои дела, когда ты делаешь такие заявления».

Поворот как оправдание

Я не удивился, когда он стал спорить: «Я просто выхожу из офиса и слушаю клиентов. Все, что я делаю — это корректирую курс по их отзывам». К этому моменту я уже наслушался подобных объяснений. «Юрий, ты отличный предприниматель еще и потому, что у тебя есть идеи, которых нет у других. Но как и у всех отличных предпринимателей, часть этих идей — лишь галлюцинации. Проблема в том, что ты и твои соучредители хотите что-то предпринять сразу после того, как тебе в голову приходит идея.

А это ошибка. Ты используешь отзывы клиентов как повод пропустить самое сложное: придерживаться изначальной концепции и бизнес-модели, интегрируя в нее услышанное лишь тогда, когда ты считаешь, что это существенно улучшит нынешнюю бизнес-модель. И никоим образом ты не можешь получить достаточно информации для такого поворота, опираясь лишь на отзывы одного клиента — или даже двадцати. Ты должен быть уверен, что это более правильное направление, чем сейчас».

Поживи с этой мыслью

Я сказал: «Проживи со своими идеями 72 часа и посмотри, покажутся ли они столь же прекрасными после этих размышлений. А еще лучше за это время провести мозговой штурм вместе с человеком, которому доверяешь. Если это не твои коллеги, то пусть будет кто-то, не работающий в компании».

Когда я работал в Epiphany, я первым делом шел с новыми идеями в кабинет своего партнера Бена. И мы разбирали эти идеи по косточкам целыми днями, не говоря никому ничего. В большинстве случаев после нескольких дней размышлений оказывалось, что эти идеи не так уж лучше того курса, которым шла компания. Или к этому моменту другие клиенты говорили нам что-то совсем другое. У нас было правило: мы не меняем ничего в архитектуре продукта, пока с этим не будем согласны мы оба. А для этого Бену надо было выслушать тех же клиентов, что и мне.

Менять суть продукта — в последнюю очередь

Во-вторых, Юрию надо было понять, что менять суть продукта — те функции товара или услуги, что он предлагал клиентам — это куда более болезненно для стартапа, чем менять другие аспекты бизнес-модели. Он должен убедиться, что нет таких составляющих бизнес-модели (модель выручки, ценообразование, партнеры, каналы и т. д.), которые можно было бы поменять, прежде чем восклицать «мы готовим неправильный продукт».

В поисках правильного сочетания продукта и рынка об изменении самого продукта нужно думать в последнюю очередь, поскольку изменение структуры разработки продукта обойдется дорого вашей организации.

А чтобы все понимали, что именно он делает, Юрию стоило бы рассмотреть такой вариант: сообщить всем сотрудникам, чтобы они не волновались, когда он каждую неделю заводит разговор о смене бизнес-модели — это естественная составляющая предпринимательского поиска. Волноваться надо, когда он каждый месяц предлагает изменить сущность предлагаемого продукта.

Найти партнера для мозгового штурма

Наконец, я посоветовал Юрию найти уважаемого им человека и привлечь его в свой консультативный совет — человека, с которым ему комфортно было бы проводить мозговые штурмы, и который, услышав плохую идею, сказал бы ему об этом.

Юрий какое-то время сидел молча. Я не был уверен, что он услышал мои слова, пока он не сказал: «Подождать 72 часа? Это я могу. А могу я позвонить тебе, когда мне в голову опять придет крутая идея?»

Источник

Свежие материалы