Конец иерархии: почему понятие «менеджер» себя изжило
Писатель и журналист Адам Брайант предлагает составить список слов, которые пора выбросить из употребления
Будущее ЛидерствоКаждый год профессиональные составители словарей объявляют списки новых слов, используемых достаточно широко, чтобы благословить их на включение. Среди новых слов и фраз Мерриам-Вебстера в 2019 году были deep state (теневое государство) и fatberg (гибрид слов fat и iceberg, описывающий большую массу жира и твердых отходов, которые собираются в канализационной системе). Также среди новичков — gig economy (гиг-экономика, экономика свободного заработка, pain point (болевая точка) и haircut (бизнес-активы, теряющие стоимость).
А я хотел бы предложить альтернативный список: слова, которые пора отправить в отставку. Не то чтобы их нужно полностью вычеркнуть из языка, но хотя бы стоит перестать постоянно использовать. И на самом верху моего списка слово «менеджер».
Это слово используется давным-давно. В те дни, когда динамика рынка была более предсказуемой, руководители могли сосредоточить свое внимание внутри компании. Они искали возможности для «управления» или совершенствования процессов и использовали для улучшения качества и экономии затрат разные тактики, например, бережливое производство или «шесть сигм». Роль менеджеров была ясна: компания предоставляла им активы, включая время, деньги, людей и другие ресурсы, и их работа заключалась в том, чтобы оптимизировать эти ресурсы по максимуму.
Качество и экономическая эффективность всегда будут решающими показателями результативности компании, но вклад менеджера в их достижение кажется не соответствующим времени, особенно если учесть корни слова: его этимология связана с производством инструментов, лошадьми и другими животными (manus — это рука на латыни). В предыдущие десятилетия такие мыслители, как, например, Анри Файоль, разделили функции менеджеров на пять составляющих: планировать, организовывать, координировать, командовать и контролировать. Не так уж и много изменилось с тех пор — несмотря на целые леса, которые были принесены в жертву, чтобы напечатать массу книг по менеджменту.
Вот три причины, по которым пришло время добавить слово «менеджер» в черный список.
1. Никто на самом деле больше не хочет, чтобы им управляли. Слово «менеджмент» вызывает в воображении его неприятного близкого родственника «микроменеджмент» и сигнализирует, что люди должны держаться в рамках должностной инструкции. Миллениалы же рассматривают работу скорее как сеть, чем как иерархию. Эти сотрудники, чтобы выполнить свою работу, будут искать нужных людей на любом уровне. А менеджеров, которые недовольны, что кто-то работает вне установленных рамок, миллениалы просто воспринимают как неудачный опыт взаимодействия. И в эту эпоху низкой безработицы у них есть много других вариантов.
2. Никто на самом деле больше не хочет управлять другими людьми. Да, еще есть люди, которые получают удовольствие от власти и от того, что могут указывать людям, что делать. Но хорошими сотрудниками не нужно управлять — их нужно направлять, потому что они уже мотивированы и полны идей.
Я был редактором в Newsweek и New York Times десятки лет, и в мою сферу ответственности входили ведущие команды журналистов. Однажды я задал вопрос журналистке, как она проводит время, на что получил ответ: «Я чувствую, что вы мной управляете».
Я перевел разговор в более продуктивное русло, но мне пришлось позаимствовать подход, о котором я услышал от Сукхиндер Сингх Кэссиди, которая в то время возглавляла Joyus (сейчас она президент билетного реселлера StubHub). В интервью Times она объяснила свою философию работы с прямыми подчиненными: «Либо вы управляете мной, либо я управляю вами. Что бы вы предпочли?»
«Мне нравится давать людям свободу действий. Мне нравится видеть, что они могут сделать», — добавила она. При этом она очень внимательно следит за тем, что люди обещают сделать, и если они этого не делают, «то начинает натягивать поводок». «Если я начинаю контролировать ваше время, значит, вы не в лучшей форме, и я тоже. Потому что, когда я распоряжаюсь вашим временем, основываясь на своем мнении, я указываю вам, что делать, верно? Я предпочитаю, чтобы мое видение было дополнено чьим-то другим».
3. Менеджер не в состоянии охватить всю работу, которую приходится выполнять сотрудникам. Это гораздо больше похоже на навигацию в условиях шторма, чем на соблюдение предписанных учебником правил. Новый способ работы, возможно, лучше всего отражен в одной из корпоративных ценностей облачной платформы Twilio: «Нарисуй сову».
Как сказал генеральный директор Джефф Лоусон в интервью: «[Ценность] основана на интернет-меме о том, как рисовать сову. Там говорится: «Шаг 1, нарисуйте несколько кругов. Шаг 2, нарисуйте оставшуюся часть совы». Вот что нужно, чтобы стать предпринимателем — отбросить все причины, из-за которых вы думаете, что не сможете что-то сделать или понять. Наша задача — приходить каждый день и браться за непонятные проблемы, которые мы не знаем, как решить».
И это касается не только предпринимателей. Разве нельзя то же самое сказать про работу каждого из нас?
Итак, как же называть людей, занимающих эти должности, если не менеджер? Я голосую за понятие «командный лидер», которое четко говорит о том, что ваша работа — руководить (и выполнять все обязанности, которые с этим связаны, включая определение стратегии и приоритетов, а также помощь людям в приобретении новых навыков), а не просто следить за тем, чтобы люди делали свою работу. Также мне нравится идея называть менеджеров коучами или девелоперами талантов.
Какое бы название мы ни выбрали, время обновить его пришло. Акцент сместился: если раньше люди делали то, что им велели делать, и максимально использовали имеющиеся ресурсы, то теперь они приходят с идеями, о которых никто не задумывался, и создают новые возможности.