«Голубая терапия»: как вода помогает снимать стресс

«Голубая терапия»: как вода помогает снимать стресс

Профессор Университета Вирджинии Дженни Роу объясняет, как повезло тем горожанам, у которых есть доступ к морю или озеру

Будущее
Фото: astrid westvang/Flickr

Власти все чаще признают, что интеграция природы и городской среды — эффективная стратегия улучшения психического здоровья. Врачи во всем мире выписывают «зеленые рецепты», то есть рекомендуют пациентам проводить время на природе. Они опираются на сотни исследований, показывающих, что это приносит пользу психологическому благополучию людей и повышает социальную активность.

Большая часть этих исследований до сегодняшнего дня была сосредоточена на роли зеленых насаждений в улучшении психического здоровья. Но как насчет «голубого» пространства — водных объектов, таких как прибрежные тропы, озера, набережные или даже городские фонтаны?

Вы, вероятно, интуитивно знаете, что близость к воде дарит спокойствие. И многие поэты и художники подтверждают чувство трепета и магии, которые может вызвать вода. Но приносит ли она такую же пользу психическому здоровью, как зеленая инфраструктура городов? Несколько исследований показали, что водные объекты поддерживают психологическое благополучие так же хорошо, если не лучше, чем «зеленая» природа.

Пока что доказательства в основном ограничены прибрежными районами Европы. А что если вы живете в одной из 49 стран мира или 27 американских штатов, которые не имеют выхода к морю? Чтобы природный капитал приносил пользу здоровью людей, он должен быть интегрирован в повседневную структуру их мира.

Ориентация на повседневное благополучие

Если у вас есть доступ к голубому пространству, это может сделать вас счастливее, снизить уровень стресса, улучшить качество жизни и сделать вас более общительными и бескорыстными.

Так гласят результаты исследования, которое я и мои коллеги провели в Уэст-Палм-Бич, штат Флорида. Небольшая прогулка вдоль набережной в центре города, где мы добавили кое-какие элементы, позволила улучшить как воспринимаемый, так и физиологический стресс, измеряемый вариабельностью сердечного ритма.

Мы увеличили уровень тени и количество лавочек вдоль береговой линии, чтобы повысить уровень комфорта, а также разместили там серию полупрозрачных рамок с историческими сценами начала XX века, которые напоминали посетителям об эстетической и культурной истории этого места.

Это временное изменение увеличило взаимодействие участников с берегом, пробудило их любопытство (неотъемлемый компонент благополучия), уменьшило уровень стресса и повысило субъективное благополучие. И люди, испытавшее на себе это воздействие, чаще отмечали более высокие уровни альтруизма и чувства принадлежности к сообществу.

Исследователи полагают, что такого рода польза для здоровья объясняется рядом причин. Например, непосредственное влияние может быть связано со способностью воды уменьшать тепловую нагрузку в жарком климате — как фонтаны охлаждали районы в исламской Испании XIII века. Вода помогает уменьшить шум транспорта и снизить стресс, вызванный этим шумом. Исследователи также сообщают о прямом воздействии на регуляцию стресса — обнаружено, что контакт с природой замедляет реакцию человека на стресс и делает его спокойнее.

Люди, как правило, более физически активны в среде, где есть доступ к воде, и там чаще можно встретить людей либо на организованных занятиях, либо спонтанно занимающихся. Исследователи считают, что мягкие визуальные стимулы воды — свет, падающий на текущую воду, — удерживают внимание без каких-либо сознательных усилий с нашей стороны и позволяют оправиться от когнитивной усталости, предоставляя возможность для размышлений. Эта идея, получившая название «теория восстановления внимания», утверждает, что очарование природной средой — в этом контексте любопытство и восхищение искрящейся водой — сигнализирует о важности окружающей среды в процессе психологического восстановления.

Мои коллеги и я используем электроэнцефалографию для изучения нейронных сигнатур различных городских условий в мозге людей и определения того, может ли голубое пространство — включая более мелкие водные объекты, такие как дождевые сады, — принести такую же пользу для психологического благополучия, как зеленые насаждения.

Забытая гидротерапия

На самом деле целительная сила воды — не новость. Поклонники «Сандитона» Джейн Остин знают, что морские купания и свежий морской воздух предписывались врачами в XIX веке для лечения целого ряда заболеваний, от меланхолии до теплового удара. Английские морские курорты сохраняли популярность до 1850-х годов, когда завершилась тенденция погружения в холодную воду.

Сегодня гидротерапия используется для восстановления после физических травм и в качестве средства для облегчения боли. Но применение «голубой терапии» для психологического благополучия и физического здоровья несколько забыто.

Недавний обзор выявил только 33 исследования, в которых «водные процедуры», такие как пляжная активность, плавание, парусный спорт, рыбалка или катание на каноэ, использовались для лечения людей с особыми проблемами психического здоровья — включая ПТСР, зависимость и депрессию, — и людей с ограниченными физическими возможностями. В целом эти исследования показали, что такие занятия принесли прямую пользу для здоровья — особенно для психического здоровья и социального благополучия. Водная терапия не может вылечить психические заболевания, но помогает смягчить некоторые симптомы тревоги и депрессии.

Игра на других водных объектах

Но опять же, пока мало доказательств пользы «голубой терапии» для здоровья вне прибрежных территорий. Как можно реализовать эти подходы в городах без доступа к морям или рекам? Как городские планировщики могут лучше интегрировать доступ к воде в жизнь людей?

Мы с коллегами следим за тем, что урбанисты называют «городом, ориентированным на воду», или «городом-губкой». Это ключевая стратегия в адаптации к изменению климата и в устойчивом управлении водными ресурсами.

Города испытывают новые способы обращения с ливневыми водами, которые сочетают в себе жесткие и мягкие инженерные системы для сбора, отведения, фильтрации, очистки и удержания ливневых вод. Это и дождевые сады и открытые водные каналы, которые собирают осадки. На улицы добавляется более мягкий слой в виде многолетних растений и трав. Подобные инновации заставляют людей задерживаться на улицах, наслаждаться водой и быть общительнее.

Городские дизайнеры могут добавить эти относительно недорогие и микроуровневые функции в более крупные проекты по управлению ливневыми стоками, что поможет общественному здравоохранению, не говоря уже о смягчении последствий изменения климата. Использование широкого спектра интерактивных и пассивных функций воды в городах может расширить возможности для игры, любопытства, воодушевления и снятия стресса. Это вполне может быть средством укрепления психического здоровья, а не просто объектом благоустройства.

Источник

Свежие материалы