Момент почтения: 5 ритуалов, которые пригодятся в работе

Момент почтения: 5 ритуалов, которые пригодятся в работе

Преподаватель Стэнфордского института дизайна d.school Курсат Озенк считает ритуалы хорошим способом организации командного труда

Лидерство Саморазвитие
Фото: Shimelle Laine/Flickr

Команды проходят через жизненные циклы: они рождаются с миссией, растут и развиваются, а затем исчезают, когда их миссия заканчивается.

Но не все эти циклы приятны. Команды проходят через распри. Подвергаются «реорганизации» и в итоге получают новых лидеров или измененную миссию. Людей увольняют, или они увольняются сами.

Облегчить эти изменения могут ритуалы — преднамеренные действия, которые привносят в переживаемый опыт более высокий смысл. Часто их рассматривают в религиозном или духовном контексте, но ритуалы представляют собой любую последовательность действий, которая помогает людям увидеть нечто большее, чем то, что находится у них перед глазами. Работая над ритуалами в Стэнфордском институте дизайна d.school, мы с Маргарет Хаган обнаружили, что ритуалы дают людям и командам безопасное пространство для экспериментов с новыми идеями, одновременно укрепляя ценности и связи, несмотря на циклы изменений.

Ритуалы, конечно, могут принимать разные формы. При написании книги «Ритуалы в работе» я проводил исследование и обнаружил много ритуалов, которые помогают командам стать более креативными, продуктивными и адаптируемыми. Чаще всего это ежедневные встречи, еженедельный обмен мнениями и тимбилдинговые мероприятия, такие как совместные обеды и поездки. Вот еще пять ритуалов, которые могут использовать менеджеры и сотрудники.

1. Для повышения производительности

Исследования показывают, что ритуалы помогают людям регулировать эмоции, достигать жизненных и профессиональных целей и жить в соответствии со своими ценностями. Но регулирование эмоций — это завораживающий аспект ритуалов. Спортсмены, например, теннисист Рафаэль Надаль, используют ритуалы, чтобы успокоиться и сосредоточиться на игре. Новозеландские команды по регби используют ритуальный танец под названием Haka, чтобы поднять уверенность в себе.

В нашем исследовании мы столкнулись с «Моментом почтения», коротким ритуалом, который совершается прямо перед важным событием. Так делают в операционной, где врачи и медсестры, прямо перед тем, как начать операцию, намеренно останавливаются и на мгновение напоминают себе, что операция, которую они собираются выполнить, касается реального человека, у которого есть семья, друзья и целая жизнь. Этот момент дает возможность понять, насколько важна операция для этого человека, и гарантирует, что медицинский персонал настроен и работает в «потоке».

Этот ритуал можно эффективно использовать в крайне важных деловых ситуациях. Часто в производственной гонке команды теряют связь с людьми, получающими конечный продукт. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться «моментом почтения», чтобы перед запуском нового продукта или инициативы вспомнить конечного пользователя, которому они служат. Это дает возможность проверить, все ли вы делаете правильно.

2. Чтобы глубоко прочувствовать цель

Что делает команду здоровой, так это связанность и чувство принадлежности между ее членами. Ритуалы построения сообщества помогут менеджеру создать целое, которое больше, чем сумма его частей.

Хороший пример ритуала по созданию сообщества — церемония посвящения в d.school. Это особый ритуал, говорящий, что команда на самом деле стала единой и чего-то достигла. Его проводят по окончании курса. Студенты передают друг другу коробку, в которой лежат пять типов значков с различными символами школы. Каждый студент выбирает значок с символом, который значит для него больше всего. Затем преподаватели объявляют, что теперь все студенты — часть сообщества d.school, и что они завершили курс. Ритуал завершается тем, что студенты разбиваются по парам и прикрепляют значки друг другу.

Когда сотрудники улучшают свои навыки, необходимые для новых должностей, как, например, специалист по обработке данных или идеолог дизайна, им нужно как-то прочувствовать достижение и осознать новую идентичность. В конце обучения подобный ритуал может укрепить их самовосприятие и помочь вжиться в новую роль. Также его можно применять при формировании новых команд, когда необходимо создать для них общность и цель. Выбранный символ может воплощать в себе уникальные свойства команды.

3. Чтобы справляться с переменами

Команда всегда волнуется, когда переживает реорганизацию, сопровождаемую сокращениями и увольнениями. Когда сотрудник получает новую должность, он также зачастую испытывает беспокойство.

Создайте безопасное пространство при помощи ритуалов. Например, наши студенты придумали ритуал «Завали стол», который помогает новым сотрудникам адаптироваться. Когда новичок отвлекается от своего рабочего стола, товарищи по команде заваливают его личными предметами. Затем сотрудник должен отправиться на охоту, поговорить со всеми своими новыми коллегами, чтобы попытаться найти владельцев вещей и услышать истории о том, почему они особенные.

4. Чтобы преодолеть конфликт

Когда между членами команды возникает конфликт, вы можете его игнорировать, включиться в него или смягчить. Последний вариант часто самый сложный, однако, если действовать правильно, он сделает команду сильнее, чем когда-либо.

В этом случае используется ритуал безопасного пространства. Он обычно начинается с размышления, продолжается выплеском негативных эмоций и заканчивается тем, что отношения начинаются сначала. В некоторых случаях провести такой ритуал может внешний посредник.

«Выжигание спора» — это конфликтный ритуал для борьбы с враждой, которая могла разразиться в вашей команде. Мы позаимствовали его у одного из наших друзей-дизайнеров, который пытался разобраться со сложными эмоциями, возникшими после конфликта между членами команды. Через несколько дней после ссоры менеджер провел с ними этот ритуал, чтобы помочь преодолеть горькие чувства. Ритуал предполагает, что члены команды записывают свои чувства по поводу конфликта на листах бумаги, затем разрывают их, а затем все вместе собирают обратно. Это небольшой символический акт, но он явственно говорит о том, что конфликт произошел и что команда решает перешагнуть через него, осознавая эмоции, поставленные на карту.

5. Для повышения креативности

Часто в работе креативность считается особенно сложным элементом, так как существует множество предвзятых представлений о том, что это такое и к чему она относится. Креативность — это почти табу в чрезмерно бюрократических культурах. Вы можете включить ритуалы в существующие процедуры как способ привнести творчество.

«Ежедневное рисование» — это небольшой и легкий творческий ритуал, который придумала дизайнер Айсе Бирсель. Она начинает каждый день с того, что дает себе совсем немного времени порисовать. Цель состоит в том, чтобы разбудить мозг, но не думать слишком много и не дать пустым страницам запугать вас. Используя этот небольшой ритуал, вы пробуждаете в себе креативный поток и не даете переживаниям остановить вас.

Источник

Свежие материалы