€ 70.41
$ 62.79
Любовь с первого взгляда: почему она случается?

Любовь с первого взгляда: почему она случается?

Ученые выяснили, что первое впечатление о человеке — сильное, но зачастую ошибочное. И вот как это объясняется

Саморазвитие
Кадр из фильма "500 дней лета"

Первые впечатления подвержены влиянию вещей, которые мы не можем контролировать, процессов в мозгу, которые мы не понимаем, и ошибочных стереотипов. Но если мы сможем лучше понять, что происходит, это может дать шанс найти свою вторую половину.

Существуют свидетельства того, что мы можем оценить чью-то привлекательность во мгновение ока, но эти оценки не обязательно точны. Мгновенно отвергая каких-то людей, мы можем упустить гораздо более подходящих кандидатов.

Наше окружение, личности и эмоции людей, с которыми мы знакомимся, влияют на успех знакомства. Так что же происходит, когда мы производим хорошее романтическое первое впечатление? И как приложения изменили современные знакомства?

Первые впечатления

Чтобы оценить чье-то лицо, нам требуется менее 1/10 секунды. Эти первые впечатления охватывают все типы важных характеристик, а не только привлекательность. Например, поспешный вывод людей о компетенции политика, основанный исключительно на его внешности, может принести успех на выборах — даже когда аудитория не знает этого политика. Эти впечатления, которые у нас складываются за долю секунды, не случайны. Они, как правило, одинаковы среди большинства опрошенных. Но это не обязательно делает их правильными.

«Первое впечатление может вводить в заблуждение, — говорит академик из Принстона и автор книги «Лицо как актив: непреодолимое влияние первого впечатления» Александр Тодоров. — Попытка выяснить, что это за человек, просто посмотрев на него, смехотворна. Первые впечатления касаются незнакомцев. Естественно, они поверхностны».

Неважно, точны наши оценки или нет, мы делаем их быстро и придерживаемся их. Даже если нам дадут больше, чем 1/10 секунды, чтобы оценить привлекательность чьего-то лица, мы вряд ли придем к другому выводу.

По первому впечатлению мы судим о множестве различных характеристик. Есть три универсальных качества, выводы о которых делаются по лицу: привлекательность, надежность и доминантность. С точки зрения эволюции это оправданно. Привлекательность — это брачный сигнал, надежность подразумевает полезные социальные характеристики, такие как способность заботиться о детях, а оценка доминантности полезна, чтобы избежать конфликта.

«Такие качества, как доминантность, тесно связаны с мужественностью, — говорит профессор Тодоров. — По этим первым впечатлениям мужчины и женщины оцениваются не одинаково. Женщины, которые кажутся мужественными, оцениваются негативно, тогда как мужчины — позитивно. Это относится к обоим полам, то есть и мужчины, и женщины негативно оценивают мужеподобных женщин».

Первые впечатления поверхностные, общие и могут быть неточными. Если рассматривать это в контексте приложений для знакомств, нужно также учитывать влияние того, как сделана фотография. Множество исследований использует составные фотографии — нечто «среднее», сгенерированное компьютером посредством смешивания множества компонентов реальных лиц и обычно представленное в виде фотографии на паспорт. Вряд ли такие лица встречаются в анкетах, созданных для знакомств.

На фотографии реальных людей сильно влияет композиция. Например, портреты, снятые с узкого угла, с большей вероятностью будут оцениваться как доминирующие, что хорошо для мужчин и плохо для женщин. Для портретов, снятых под большим углом, верно обратное.

В любом случае для публикации в профилях на сайтах мы тщательно отбираем фотографии, чтобы представить себя в лучшем свете. Мы стараемся показать не только привлекательность, но и индивидуальность и социальные признаки, такие как оригинальность или щедрость. Например, люди часто используют фотографии, где они занимаются благотворительностью.

Тем не менее, все ваши усилия по созданию идеальной галереи фотографий могут оказаться напрасными только из-за изображений, которые будут рядом. Это называется эффектом последовательности. В приложениях для знакомств это любовь со второго взгляда. Представьте, что вы оцениваете фотографии. Если предыдущее лицо было привлекательным, то и следующее вам покажется привлекательным — и наоборот. Мы можем отвергнуть симпатичных людей только потому, что их фотографии появились после непривлекательного лица, а если следующий человек также симпатичен, то из-за эффекта последовательности мы переоцениваем его привлекательность.

Первые впечатления возникают быстро, но они поверхностные и изменчивые, если вам предоставляется более качественная информация — например, когда знакомство начинается с разговора. «Единственный способ узнать, понравятся ли друг другу два человека — поговорить. Люди ничего не могут сказать о возможной совместимости, ни разу не разговаривая», — говорит Тодоров.

Первый разговор

Ученые изучили язык, который мы используем в разговоре с потенциальными партнерами в интернете, и выделили все возможные стратегии, чтобы оценить, что приводит ко второму свиданию. Они собирали все сообщения, от начальной фазы знакомства вплоть до того момента, когда было запланировано первое свидание, а затем наблюдали, пойдут ли эти пары на второе свидание.

«На начальной стадии мы не обнаружили каких-либо различий — большинство людей используют что-то довольно безобидное, например, «Привет», но их выбор не имеет значения для конечного результата, — говорит профессор Университета Западной Вирджинии Лизель Шараби. — Ответы приходят редко. Поэтому, если ваше сообщение не получило ответа, вы можете не относиться серьезно к таким сообщениям».

«Традиционно мужчины при знакомстве делают первый шаг, и то же самое происходит и в интернете, — говорит Шараби. — Но самое интересное в том, как мало гендерных различий в используемых стратегиях. Мужчины и женщины во многом похожи. И немногие различия могут быть объяснены соответствием гендерным ожиданиям, а не эффективностью стратегий».

Всего исследователи описали 18 различных подкатегорий стратегий знакомства. После начальной стадии знакомства наиболее эффективная тема разговоров, которая приводит ко второму свиданию, — это обсуждение предпочтений партнера. Интересоваться личностью человека более полезно, чем говорить о богатстве, статусе или о том, ищете ли вы любовь. Возможно, это помогает управлять ожиданиями до личной встречи. Наименее эффективная стратегия — обсуждение свиданий с другими людьми.

«Уникальность онлайн-знакомств заключается в том, что у вас есть больше времени, чтобы выяснить, соответствует ли новый знакомый вашим ожиданиям, — говорит Шараби. — Иногда при онлайн-знакомствах вы рисуете в голове образ человека, что может привести к разочарованию. Мы можем идеализировать людей, когда у нас не так много информации».

Первое свидание

Итак, мы оценили привлекательность нового знакомого (знакомой) и достаточно долго общались, чтобы сходить на первое свидание. Что дальше? Нам нужно оценить более сложные характеристики.

Привлекательность людей и наши собственные интерпретации их самооценки влияют на то, с кем мы пойдем на свидание. Мы склонны выбирать людей, которых считаем равными себе по самооценке, физической привлекательности и популярности. Так делают и мужчины, и женщины. Люди с высокой самооценкой с большей вероятностью выберут людей с высокой самооценкой, потому что они более оптимистичны в отношении успешного результата.

Одна из проблем во время свиданий заключается в том, что люди часто неточно выражают свои предпочтения. Мужчины, например, гипотетически говорят, что их привлекают умные женщины, но на практике, когда они встречаются лично, умные женщины привлекают их меньше — возможно, из-за неуверенности в собственном интеллекте.

Это влияет не только на нашу способность говорить о привлекательности. Люди обычно в спокойном состоянии предполагают, как поведут себя в той или иной ситуации, но потом оказываются под властью эмоций, и их реакция меняется. Поэтому вас может привлечь человек, который до встречи лицом к лицу вовсе не соответствовал определенным критериям.

Быстрые свидания — особенно полезный способ изучения поведения при знакомствах, потому что это реалистичный способ взаимодействия с потенциальными партнерами. «В повседневной жизни очень много ситуаций, когда мы мимолетно встречаемся с потенциальными партнерами, — говорит Карен Ву из Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе. — Можно познакомиться с кем-то в баре, на собрании, мимоходом. Людям не всегда требуется много времени, чтобы с кем-то познакомиться».

В сценарии быстрых свиданий, если участники чувствовали себя счастливыми после одной из встреч, то они с меньшей вероятностью выбирали следующего партнера в конце вечера. Это называется эффектом контраста, когда у нас появляется противоположная реакция на то, как мы себя чувствуем.

Мужчины больше подвержены влиянию контраста. Но дело не только в расположении к предыдущему человеку. Если в начале вечера у них хорошее настроение, то эффект будет таким же. Таким образом, от последующих знакомств отвлекает не только эмоция, вызванная предыдущим партнером, но и настроение в целом.

«Чем более позитивно настроен человек, тем более он открыт и тем больше считает, что у других людей такое же настроение, — говорит Лаура Селс из Левенского университета (Бельгия). — Если человек испытывает негативные эмоции, он более критичен. Таким образом, можно предположить, что позитивные чувства делают вас счастливее, когда вы знакомитесь с кем-то. Но мы видим, что люди используют свои эмоции в качестве ориентира для сравнения. Если они настроены позитивно, их мнение о потенциальном партнере противопоставляется этой эмоции, что означает, что они оценивают их более строго. Мужчины, кажется, больше подвержены негативным настроениям».

Селс предполагает, что это отражает то, как мужчины и женщины обрабатывают эмоции. «Мужчины объясняют свои негативные эмоции внешними обстоятельствами, тогда как женщины чаще ищут причину в себе. Если мужчины ощущают негатив, они связывают это со своим партнером по общению».

Важность, которую мы придаем определенным чертам характера, также зависит от культуры. «На Западе людей привлекают нарциссы, — говорит Ву. — Им импонируют экстраверты и уверенные в себе люди. Кроме того, нарциссы лучше ухаживают за собой, поэтому лучше выглядят. Я ощущала, что не соответствую этому явлению — будто человек должен быть уверенным, чтобы быть хорошим кандидатом».

Ву изучает поведение во время знакомств в азиатско-американских сообществах, которые придают особое значение определенным ценностям. «В более коллективистских культурах люди меньше ценят собственные интересы, — говорит она. — А в западных культурах ценят индивидуальные цели больше, чем групповые. В коллективистских культурах больше ценят любезность, потому что заинтересованы в групповых выгодах, а не в индивидуальных».

Доброта, например, служит залогом успеха в быстрых свиданиях среди американцев азиатского происхождения. Тем не менее, как для мужчин, так и для женщин наиболее важным фактором по-прежнему остается физическая привлекательность.

Принимая во внимание все вышесказанное, это чудо, что мы вообще находим того, кто нравится нам так же, как и мы ему или ей. Слова, произнесенные потенциальным партнером непосредственно перед тем, как встретиться с вами, настроение, культурный бэкграунд, угол, под которым он на вас смотрит, считает ли он себя более популярными, чем вы, — список факторов, которые могут повлиять на успех знакомства, кажется бесконечным.

Тем не менее, в рамках этих исследований в результате быстрых свиданий сложилось несколько семейных пар, так что в этом должна быть какая-то логика, говорит Селс. «У некоторых людей теперь есть дети, так что это принесло хорошие результаты».

Источник

Понравилась статья? Подписывайтесь на Дзен-канал Идеономики, чтобы поддержать нас и следить за лучшими материалами

Свежие материалы