Исследование: слушать ли музыку во время работы?

Исследование: слушать ли музыку во время работы?

Ученые изучили взаимосвязь между особенностями личности, музыкой, которую мы слушаем, и уровнем производительности

Саморазвитие
Фото: grammy.com

Учитывая, сколько людей слушает музыку во время учебы или другой интеллектуальной работы, можно подумать, что психология дает четкие ответы относительно того, помогает это или мешает. А на самом деле в исследовательской литературе полнейшая неразбериха (хотя это и не удерживает некоторых предприимчивых людей от смелых заявлений).

Существует в значительной степени дискредитированный «эффект Моцарта» — предположение, что прослушивание классической музыки может повысить IQ. Правда, когда в 90-х годах появились первые документальные подтверждения, в них отмечалось влияние классики только на пространственное мышление, а не на общий IQ. Кроме того, с тех пор эта находка не повторялась, или доказательства были слабыми, и, вероятно, эффект можно объяснить простым влиянием музыки на настроение или уровень производительности. В любом случае речь идет о прослушивании музыки и последующем выполнении умственных задач, а не о том и другом одновременно. Еще одно исследование прослушивания музыки во время умственной работы показало, что это может отвлекать внимание (так называемый «нерелевантный звуковой эффект»), особенно если мы занимаемся ментальной арифметикой или чем-то, что подразумевает хранение информации в правильном порядке в кратковременной памяти.

Теперь в надежде привнести больше ясности и реализма в исследования по теме, Мануэль Гонсалес и Джон Айелло проверили здравую идею, что влияние фоновой музыки на выполнение умственных задач зависит от трех вещей: типа музыки, характера задачи и личности человека. «Мы надеемся, что наши выводы побудят исследователей принять более целостный, интерактивный подход в исследовании влияния музыки (и, в более широком смысле, отвлекающих факторов) на выполнение задач», — пишут они в своей новой статье в Journal of Experimental Psychology: Applied.

Исследователи отобрали 142 старшекурсника (из них 75% женщин) и попросили их выполнить две умственные задачи. Более простая задача заключалась в том, чтобы найти в тексте и вычеркнуть все буквы, как в образце. В более сложной задаче участникам нужно было изучить несколько пар слов, а затем попытаться вспомнить второе слово пары, видя только первое.

Каждое задание выполнялось во время прослушивания одной из двух версий инструментальной музыки — написанной специально для исследования, — или без музыки. Одна версия музыки была более сложной, чем другая, с дополнительными басами и ударными. Кроме того, в зависимости от конкретных экспериментальных условий музыка была либо тихой, либо громкой (62 или 78 децибел). Участники также заполнили «шкалу предрасположенности к скуке», чтобы установить, нуждаются ли они во внешних стимулах или нет (это измеряется их согласием с такими утверждениями, как «мне нужно много изменений и разнообразия, чтобы быть по-настоящему счастливым»).

Результаты участников зависели от взаимодействия между заданием, музыкой и их предпочтениями к внешней стимуляции. Выполняя более простое задание, участники, не склонные к скуке, чувствовали себя лучше, слушая сложную музыку, чем слушая простую или вообще не слушая музыку. А участники, склонные к скуке, демонстрировали противоположную картину, показывая лучшие результаты без музыки или с простой музыкой. Что касается громкости, то люди, менее склонные к скуке, лучше работали с тихой сложной музыкой, а те, кто более склонен к скуке, — с более громкой сложной музыкой.

Исследователи объясняют, что для людей с низким уровнем скуки, которым не так важна внешняя стимуляция, тихая и сложная музыка обеспечивала достаточное количество отвлекающих факторов, чтобы не отрываться от простого задания, повышая таким образом их концентрацию и производительность. И напротив, более склонные к скуке участники, которым нравится внешняя стимуляция, слишком сильно настраивались на сложную музыку и были слишком отвлечены ею, работая хуже, чем в тишине.

Для результатов более сложной задачи точный характер музыки (ее сложность и громкость) не имел значения. Но люди с низким уровнем скуки извлекали выгоду от присутствия какой-либо фоновой музыки (исследователи не уверены, почему, но, возможно, были преимущества, основанные на настроении, не измеряемые в этом исследовании), а людям, склонным к скуке и предпочитающим внешнюю стимуляцию, было лучше без музыки.

Хотя эти результаты могут показаться нелогичными, объяснение исследователей состоит в том, что для людей, склонных к скуке, сложная задача обеспечивала адекватную стимуляцию, а фоновая музыка мешала этому продуктивному взаимодействию. В этой интерпретации более склонные к скуке участники опережали своих менее склонных к скуке коллег при выполнении заданий без музыки (и в более раннем, базовом когнитивном тесте), предположительно потому, что они лучше погружаются в задания (исследователи дополнительно отметили, что этот результат ставит под вопрос подход, при котором скука как эмоция обычно считается чем-то плохим).

Если вы считаете, что склонны к скуке и нуждаетесь во внешней стимуляции, то, исходя из данных результатов — не забывая, что они предварительные, — вам лучше учиться или выполнять другую интеллектуальную работу без фоновой музыки, по крайней мере, слишком сложной. С другой стороны, если вам не слишком нужна стимуляция, то, как это ни парадоксально, фоновая музыка может повысить вашу производительность. Исследователи заявляют, что предлагают «доказательства против общепринятого убеждения, что отвлекающие факторы, такие как музыка, всегда вредят выполнению задач». «Наши выводы свидетельствуют о том, что взаимосвязь между музыкой и исполнением задач не универсальна. Другими словами, музыка, похоже, не приносит ни вреда, ни выгоды одинаково для всех», — добавляют они.

Часть проблемы с интерпретацией результатов заключается в неоднозначности аспекта склонности к скуке, который использовали исследователи, — «предпочтение внешней стимуляции». В прошлых исследованиях склонность к скуке, как правило, ассоциировалась с менее желательными аспектами личности, такими как сниженный самоконтроль, импульсивность, и это могло бы поддержать мысль, что склонные к скуке участники этого исследования в большей степени отвлекаются на фоновую музыку. Однако, как уже упоминалось, участники, набравшие больше баллов по «предпочтению внешней стимуляции», в целом лучше справлялись с заданиями, что ставило вопросы о том, какой аспект личности и/или умственных способностей действительно затрагивался этой мерой. Также в исследовании не было прямой меры контроля внимания и концентрации. (Что касается других значимых личностных качеств, предшествующее исследование показало, что активная музыка больше отвлекает интровертов, чем экстравертов.)

Другие очевидные ограничения касаются вопроса о том, насколько задачи эксперимента соответствуют задачам в реальной жизни, а также тот факт, что люди часто слушают музыку, которую знают и любят, а не незнакомую инструментальную музыку.

Тем не менее, похвально, что текущее исследование попыталось рассмотреть взаимодействие различных факторов при объяснении влияния музыки на умственную деятельность. «Мы надеемся, что наши исследования послужат отправной точкой для более систематического изучения музыки», заключают Гонсалес и Джон Айелло.

Источник

Свежие материалы