Ричард Брэнсон: Как построить бизнес. Советы для тех, кто не умеет вообще ничего

Ричард Брэнсон: Как построить бизнес. Советы для тех, кто не умеет вообще ничего

Лидерство
Фото: Medium

Основатель Virgin Ричард Брэнсон выложил в своем блоге фрагмент новой книги с советами начинающим предпринимателям.

Сейчас, когда мои собственные дети выросли и сами сверкают в бизнесе, мне нравится получать такие вопросы, как вот это письмо из Техаса.

Вопрос: «Мой двенадцатилетний сын много раз пытался открыть свой маленький бизнес, но он разочаровывается, когда ничего не выходит. Он пытался делать и продавать кошельки, потом продавать свои картины. Он также открыл службу стрижки газонов, но его единственными клиентами были мама и папа.

Я хочу, чтобы он и дальше следовал за своими идеями, но не знаю, как помочь ему добиться успеха. Что-нибудь посоветуете?

Дебби Митчелл, США»

Ответ: Прежде всего, вашему сыну не стоит унывать — с его-то неустанной энергией его ждет отличный старт. Ведь он уже совершил первый шаг: просто встать и попробовать. И он демонстрирует неплохое чутье. Одно из моих золотых правил в Virgin Group состоит в том, что любой бизнес, который мы решаем запустить, должен улучшать жизнь клиентов. Его служба ухода за газонами определенно проходит этот тест.

Скажите ему, чтобы он не расстраивался. Любой хороший предприниматель неизбежно идет на риск, начиная новые проекты, и у большинства предприятий с первого раза не получается. Теперь ему нужно предпринять второй шаг, а это — учиться на своих ошибках и не повторять их в следующий раз.

Мои первые школьные попытки организовать бизнес были поразительно похожи на то, что делает ваш сын. Будучи подростком, я пробовал себя в самых разных предприятиях, надеясь что-то заработать. Из них можно выделить два — увы, выделить лишь благодаря внезапности их кончины.

Когда мне было тринадцать, я пытался выращивать рождественские елки на поле неподалеку от нашего дома в Сассексе. Мне в этом помогал мой лучший друг Ник Пауэлл, который потом стал моим бизнес-партнером. Мы думали, что деревья вырастут быстро и спустя четыре года будут готовы к продаже. Мы усердно высадили четыреста саженцев на Пасху, а потом вернулись в школу и стали ждать, пока у нас не вырастет состояние. Мы вычислили, что когда деревья вырастут до метра восьмидесяти, мы сможем продавать каждое по 2 фунта, что принесет доход 800 фунтов на наш посевной капитал (простите, не мог удержаться!) в 5 фунтов. Но когда мы вернулись домой летом, мы обнаружили, что местные кролики полакомились нашими саженцами, и планам нашим настал конец.

Мое следующее предприятие предполагало разведение волнистых попугайчиков, поскольку я знал, что размножаются они быстро. Кроме того, в отличие от елок, я мог бы продавать их круглый год. Я подсчитал, сколько будет стоить покупка попугаев, во сколько обойдется их корм, и за сколько я смогу их продавать, а затем убедил отца построить большой птичник. Птицы быстро множились, и вскоре у каждого жителя нашей деревни было минимум по два попугая.

По окончании летних каникул я поехал в школу, оставив своим многострадальным родителям уход за быстро растущим запасом птиц. В один прекрасный день я получил письмо от мамы, в котором рассказывалось о трагическом происшествии: крысы как-то пробрались в клетку и съели всех моих птиц. Мое сердце было разбито. Много лет спустя мама призналась, что ей настолько надоело чистить эту огромную клетку, что она сознательно оставила дверцу открытой.

Сегодня эти рассказы могут звучать комично, но, оглядываясь назад, я понимаю, что многому научился на их опыте. Когда в пятнадцать лет я начал выпускать журнал Student, я уже гораздо лучше понимал, каких опасностей надо избегать. Для журнала ни крысы, ни кролики не были проблемой!

Так что важно, чтобы ваш сын продолжал свои попытки. Он на правильном пути со своим газонокосильным бизнесом. Это услуга, которая нужна многим людям и за которую они будут рады заплатить.

Вы вместе с ним должны вновь рассмотреть несколько ключевых факторов и подумать, не поможет ли поправка-другая открыть суперуспешные «Садовые услуги Митчелла»:

1. Правильное ли ценообразование?

Не берете ли вы слишком много? Сколько берут другие ребята? Если вы не уверены, сколько брать, попробуйте радикальный подход: предложите косить лужайки бесплатно и скажите людям, что если им понравится ваша работа, то они могут заплатить любую сумму, которая кажется им уместной. Кто знает — вы можете заработать больше, чем ожидали.

2. Достаточно ли современно ваше оборудование?

Может быть, вам нужно инвестировать в более качественную газонокосилку, чтобы помочь сыну привлечь клиентов. Может быть, людей из вашего района интересует возможность превращать обрезки в компост? Займ, выданный родственниками, поразительным образом сосредоточивает мысль предпринимателя.

3. Проведите небольшое исследование, чтобы найти самых вероятных клиентов

Если пожилой мистер Смит из дома по соседству только что ушиб колено, он, наверное, с радостью препоручит свой газон кому-то еще. Есть ли по соседству другие люди, которым по той или иной причине нужна дополнительная помощь? Молодая пара с младенцем, или некто, планирующий уехать куда-то на праздники?

4. Можете ли вы расширить рамки предоставляемой услуги?

Некоторым людям нравится косить газон самим. Может быть, вы предложите также сажать цветы, мыть машины или убирать мусор? Если ваш сын продемонстрирует свою надежность и готовность усердно работать, люди могут поручить ему и другие дела.

5. Предложите пожертвовать часть дохода местному благотворительному фонду

Это может помочь вам убедить людей попробовать ваши услуги, ведь вы оказываете помощь местному сообществу.

Наконец, не забывайте, что при продаже ваших услуг пригодятся радость и веселье. Смейтесь почаще, рассказывайте анекдоты и, самое главное, улыбайтесь во время работы. Поразительных успехов можно добиться с помощью юмора.

А может быть, попробовать слоган вроде «Митчелл. Выгодная стрижка газона»? А может быть, и нет. 

Свежие материалы