Идеальное прощание: как Basecamp увольняет сотрудников
Учредители этой веб-компании уверены, что расставание с уволенным или уволившимся сотрудником не должно быть формальным или холодным
Лидерство Свой бизнесBasecamp известен своими нетрадиционными методами работы с людьми.
Сотрудники этой небольшой веб-компании работают из разных мест по всему миру. Генеральный директор и один из учредителей Джейсон Фрайд больше ценит навыки кандидата, чем их резюме, и принимает на работу людей, которые не учились в университете. Кроме того, каждый сотрудник компании получает ежегодную стипендию в размере $5 тысяч.
Фрайд и второй соучредитель, Дэвид Хайнемайер Хенссон, недавно опубликовали книгу под названием «Не надо сходить с ума на работе» (It Doesn’t Have to Be Crazy at Work). Книга предствляет собой полемику против современного подхода к организации труда и состоит из суперкоротких очерков о нетрадиционной культуре Basecamp.
Одно из этих очерков озаглавлен «Спокойное прощание».
Фрайд и Хенссон видят, что проблема с уходом сотрудников (по их собственному желанию либо по воле начальства) существует в большинстве компаний: «Когда кто-то уходит, все, что вы получаете, — это расплывчатые эвфемизмы. «Эй, что случилось с Бобом?» «О, про Боба мы больше не говорим. Для него настало время двигаться дальше».
Поэтому люди начинают придумывать сумасшедшие истории, чтобы объяснить, почему человек ушел.
В Basecamp всякий раз, когда кто-то уходит, всей компании рассылается «прощальное письмо». Уходящий человек имеет возможность самостоятельно написать его или дать руководителю сделать это.
Если человек не упоминает в своем прощальном письме, почему он уходит, его начальник отправляет следующее письмо, восполняющее пробелы, поясняют Фрайд и Хенссон.
В статье 2018 года в Inc. Фрайд пишет, что недавно ему пришлось уволить «высококвалифицированного» сотрудника, который просто не соответствовал той должности, на которую был нанят. В служебной записке руководство объяснило, что произошло, и что они собираются помочь человеку найти другую работу.
Фрайд также пишет в статье, что если кого-то увольняют за некий «поступок», руководство также расскажет об этом, но без конкретных деталей.
Стандартная рекомендация — объявить сотрудникам, что один из их коллег уходит, и разъяснить, кто будет выполнять его обязанности
Практика Basecamp по отправке прощальных писем значительно отличается от стандартных рекомендаций — сообщать сотрудникам, что кто-то был уволен. В блоге «Спросите менеджера» Элисон Грин рекомендует говорить что-то вроде: «Сегодня был последний рабочий день Аманды, мы желаем ей всего наилучшего. Над ее проектами временно будет работать Луис, пока мы не найдем замену, что, мы надеемся, займет не больше шести недель».
Если кто-то уходит по своему желанию, Грин рекомендует сказать: «Мне грустно объявить, что Джулия решила переехать, и 30 августа будет ее последний рабочий день». Грин пишет, что вы можете упомянуть положительные аспекты ее работы и пожелать ей всего наилучшего, а также добавить подробности о том, кто будет выполнять ее обязанности.
Что касается Фрайда и Хенссона, они пишут в книге, что в ответ на большинство прощальных писем сотрудники делятся фотографиями, воспоминаниями и историями. Они пишут: «Прощание всегда дается тяжело, но оно не должно быть формальным или холодным. Мы знаем, что все меняется, меняются обстоятельства, и случается всякое».