«Но я не хочу карьеру! Я хочу лепить горшки!»
Авторы знаменитого руководства по профориентации подростков дают советы, как правильно выбрать свой путь
СаморазвитиеМолодые люди, которые еще не определились со своим призванием, часто становятся жертвами навязанных истин. Советы родителей, влияние учителей, друзей, рекламы, шаблонных представлений об успехе — все это авторы книги «Дорожная карта» называют Шумом. Необходимо иметь смелость и дерзость, чтобы продраться сквозь Шум и найти свою дорогу к счастью. Смелое руководство по профориентации «Дорожная карта» читают подростки во всем мире. Русскоязычный вариант руководства выходит в издательстве «МИФ». «Идеономика» публикует отрывок, в котором рассказывается о вреде общих истин и о пользе субъективных.
Большинство из нас согласны с тем, что в мире есть общепринятые истины: не убий, не укради, помогай старушкам перейти через дорогу, не грей рыбу в микроволновке. Это нехитрые прописные истины — но есть и другие, справедливые только для нас. У каждого из нас есть набор параметров, которые определяют, кто мы есть на самом деле. Это наши Субъективные истины. И то, как они соотносятся с нашими Основами и Ключевыми интересами, очень важно.
Общие истины:
– Без воды мы умрем.
– У верблюдов три века.
– «Караоке» по-японски означает «пустой оркестр».
– Слово «jorts» произошло от слияния английских слов «jeans» и «shorts» и означает «джинсовые шорты».
Субъективные истины:
– Я хочу зарабатывать много денег.
– Самое важное в жизни — обзавестись семьей и проводить с ней время.
– Мне лучше работается, если я сам себе начальник.
– Я ненавижу большие города.
– Джинсовые шорты — это одновременно дар человечеству и его проклятие.
Субъективные истины — это сито в лотке для промывки золота. Когда ты встряхиваешь в этом лотке разнообразные возможности, ненужные тебе идеи отсеиваются, а нужные остаются. Это и есть золото — те возможности, которые подходят именно тебе.
Одни Субъективные истины очевидны сразу, а другие неизвестны до тех пор, пока ты не столкнешься с ними лицом к лицу. Так было с Натаном. «Моя паранойя, — вспоминает Натан, — началась на ярмарке вакансий в колледже». Он прислушался к Шуму, отложил в долгий ящик мечту стать художником и отучился в местном колледже, где прослушал несколько бизнес-курсов. Затем Натан поступил в университет и через четыре года должен был получить диплом по коммерческой специальности. «Я был слишком пассивным человеком, я не задавал себе важных вопросов. Я принял идею, что студенты коммерческих вузов становятся бизнес-консультантами — такой уж у них путь». И Натан шел по этому пути.
На ярмарке вакансий Натан встретился с теми, кто находился на другом конце Конвейера.
«Все это были очень хорошо одетые люди, которые сделали карьеру и теперь работали в самых известных консалтинговых компаниях. Я передавал по кругу свое резюме, хотя на самом деле понятия не имел, что за работу я пытаюсь получить. Поэтому я попросил одного из консультантов встретиться со мной за обедом и рассказать немного о том, чем он занимается».
Они разговорились, и Натан спросил: «Вам нужно каждый день носить костюм?»
«Ну да, — ответил консультант, — но мне нравится так одеваться, я люблю деловые костюмы. Нам даже выделяют отдельные деньги на одежду, так что все здорово».
«Мой ответ, — вспоминает Натан, — хотя даже не знаю, могу ли я назвать это ответом, скорее рефлекторной реакцией, был такой: “Ой, это не для меня. Я не буду носить костюм и галстук. Ну разве что на свадьбы и похороны”».
Как только Натан сформулировал эту Субъективную истину, его дорога резко изменилась. Львиную долю профессий, для которых нужно было получить бизнес-образование, Натан тут же вычеркнул из круга своих возможностей, пропустив их через сито Субъективных истин, как неподходящие. При нем остались возможности, лучше гармонирующие с его ценностями.
Дело не в том, что костюм — это плохо, а футболка — хорошо. Главное — прислушиваться к собственным Субъективным истинам. Если сделать выбор, который им противоречит, то тебя ждет разочарование. Понимание этих истин дает возможность со стороны посмотреть на выбор и мотивацию других людей, ведь у каждого свои Субъективные истины. Когда ты определяешь для себя, что тебе больше по душе — работать в крупной корпорации или в маленькой компании, а может, вообще сажать картошку, — ты делаешь шаг навстречу жизни, построенной на основе Субъективных истин.
«Пытаясь сохранить свою жизнь, я прошел через ад», — вспоминал Барри Брикелл, эксцентричный гончар, писатель, художник и — представьте себе — железнодорожник. К сожалению, сейчас его уже нет в живых. Барри руководил собственной гончарной студией и известной узкоколейкой, петляющей между гор по живописным просторам Новой Зеландии. «Я начал лепить из глины, когда мне было четырнадцать, и продолжал, пока учился в университете. У меня была не слишком высокая успеваемость, но отец с матерью сказали, что я должен получить образование, чтобы сделать успешную карьеру. А мне хотелось быть гончаром и делать горшки. Отец, узнав об этом, очень удивился и рассердился. Он сказал: “Если ты станешь гончаром, ты никогда не сможешь обеспечить семью, найти себе хорошую жену и подарить мне внуков”».
На это Барри ответил с наигранным возмущением: «Но я не хочу хорошую жену. И не хочу делать тебе внуков. Я хочу лепить горшки!» Работая у себя в студии в густом новозеландском лесу, Барри вспоминал это и смеялся. Для него были очевидны его Субъективные истины, и хотя он все-таки получил образование и начал делать карьеру, он быстро отказался от «нормальной работы». Хорошо это или плохо, но стандартная модель взрослой жизни с женой, детьми и собственным садиком была Барри поперек горла. Он был гончаром, без вариантов. Мировоззрение и интересы Барри сформировались под влиянием его Субъективной истины, и его жизненный путь был очень любопытным. Помимо керамики, он занимался восстановлением естественных лесов, а также основал узкоколейную железную дорогу Driving Creek Railway. Там есть детская площадка, там проводят экскурсии с театрализованными представлениями и устраивают арт-инсталляции. Все это свидетельство того, что Барри оставался верен себе.
«Я тратил все свои деньги на рельсы, шпалы и стальные балки для мостов, — рассказывал нам он, вспоминая о той огромной работе, которую пришлось проделать, чтобы в нетронутом лесу на склонах гор построить железную дорогу — дорогу, ставшую одной из самых известных достопримечательностей Новой Зеландии. — Сейчас у меня работают четыре машиниста, и это значит, что я могу проводить время в своем “убежище”, в студии, и заниматься тем, чем всегда хотел, — делать горшки. Мой отец, если бы все это увидел, наверное, не поверил бы своим глазам».
Как мы знаем, Шум пагубно на нас влияет. Он проникает внутрь и может вкладывать нам в голову идеи, которые противоречат нашим Субъективным истинам. Неважно, в какой семье мы выросли — богатой, бедной, религиозной, атеистичной, — в любом случае, если мы задумаемся о привитых нам ценностях, может оказаться, что они вовсе даже не наши. Мы нахватываемся чужих идей и в других местах — на работе, в школе или в уже новой семье. Чтобы отделить Субъективную истину от внешнего Шума, нужно хорошенько в себе покопаться и научиться оказывать противодействие.
Генеральный директор организации Greenpeace в США Джон Пассакантандо понимает это очень хорошо, причем с раннего возраста. Именно тогда родители сделали ему неоценимый подарок, сказав: «Нам неважно, что ты делаешь, лишь бы ты старался делать это как можно лучше».
Простые слова, но сколько в них силы!
«Важно отказаться от любых догм, в том числе навязанных сверстниками, — предупреждает Джон. — Это чужие идеи, они не помогут тебе и не найдут отклика у тебя в душе. Твои решения должны зависеть от того, что ты чувствуешь, что подсказывают тебе собственные моральные принципы, а не чей-то свод правил. Если хочешь идти по традиционному пути — иди. Если стремишься работать на компании, которые, как мне кажется, грабят и истощают землю, — работай на нее и делай свою работу хорошо. И не позволяй никому судить себя, следуй своей дорогой. Чужие убеждения могут сбить тебя с курса, но сердце никогда не позволит заблудиться».
Суть Субъективных истин в том, что они субъективны. Они мало что значат в отрыве от нашего собственного опыта. Но если мы будем уважать собственные истины, мы будем двигаться в том направлении, которое принесет нам больше всего удовлетворения. Начальник отдела ФБР Май Хэррисон поднялась из бедных низов в правительственные залы. Ею руководило желание обрести стабильность, которой ей так не хватало в детстве. «Я выросла в очень бедном доме, похожем на муравейник, — рассказывает Май. — Я знала, что хочу выбраться оттуда, это была моя основная цель. И все, что я делала, я делала ради этой цели. Когда человек растет в условиях, в которых выросла я, ему знакомо это стремление. И ничто не может встать у него на пути».
Читайте подробнее о книге «Дорожная карта» в базе «Идеономики».