€ 98.66
$ 91.94
«Дайте денег, да побольше». 7 ошибок стартапа в общении с инвесторами

«Дайте денег, да побольше». 7 ошибок стартапа в общении с инвесторами

Как не надо питчить инвестора и какие промахи допускают предприниматели в гонке за инвестициями, объясняет Наталья Токарь — тренер по межкультурным коммуникациям и публичным выступлениям, основатель компании UpSkillMe

Свой бизнес
Кадр из сериала Silicon Valley

С распространением идей блокчейна, децентрализованного финансирования и ICO появилось ощущение, что получить инвестиции довольно просто. Есть примеры успешного и быстрого получения денег таким путем: стартапы Bancor, Tezos, Aragon, например, за 3-4 недели собирали десятки и даже сотни миллионов долларов в криптовалюте. Подобные истории до сих пор вселяют надежду, что личная коммуникация основателей стартапа с инвесторами не так уж важна, что достаточно красиво оформить документы и нарисовать графики потенциального роста. Увы, это не так: в погоне за инвестициями стартапы совершают немало ошибок, и вот некоторые из них. 

Ошибка 1: Коммуникация — это легко

Многие стартаперы готовятся к питчу как студенты к экзамену — накануне ночью. Иногда они тратят уйму времени на подготовку слайдов и цифр, но прогоняют само выступление перед инвесторами очень коротко и буквально накануне. Никаких репетиций, тем более генеральных.

Как правило, продукт и идею презентует основатель, который нередко ставит собственные навыки презентации на последнее место в приоритетах развития компании. Представьте типичные будни стартапа: маленькая команда пишет код, пилит продукт, настраивает SMM, ищет копирайтеров, инвесторов, клиентов, и довольно часто всем этим занят сам основатель. Отработать питч и сделать его понятным в 95% случаев не входит в его приоритеты. Основатель рассуждает, как правило, в таком ключе: «Я знаю собственный продукт от А до Я, неужели я о нем не смогу рассказать?» Подготовка кажется ему пустой тратой времени.

Если питч нужно презентовать на английском языке, максимум, что делает основатель — просит друга с хорошим английским проверить ошибки в тексте. Понимание, что все не так просто, как правило, приходит уже на сцене, когда нужно максимально понятно и за 5 минут донести ценность проекта и его перспективы. А если инвестор напрягается, чтобы понять ваш язык, то это сигнал, что подобное напряжение он будет испытывать каждый раз при встрече с вами. Нужно обратить внимание на дикцию и произношение и тренироваться в объяснении сложных деталей бизнеса на английском.

Если язык мешает давать интервью интересным медиа, это тоже подрывает фандрайзинг. Впрочем, самая большая ошибка русскоговорящих команд, которые презентуют на английском, — не произношение или словарный запас, а размытость и неконкретность. Помните: краткость по-прежнему сестра таланта.

Ошибка 2: Питчить всем одно и то же

Нередко складывается ощущение, что стартапы презентуют проекты не для того, чтобы получить обратную связь от потенциального инвестора и переделать то, что не работает, а чтобы запитчить как можно большему количеству людей, что, как им кажется, увеличит шанс привлечения инвестиций. Но это тоже заблуждение.

Передвигаясь по миру с одной и той же презентацией, в итоге команда получает абсолютно одинаковые видеозаписи их питча с конференций в Лондоне, Берлине и Сан-Франциско. Часто они одинаково невнятные и скучные, потому что готовиться к выступлению и анализировать ошибки некогда. Никто внутри команды не может дать конструктивную обратную связь. Питч родился внутри команды, глаз у всех замылен, а основатель — авторитет, который в глазах команды не может питчить плохо..

Качественную обратную связь может дать ментор, который сам успешно инвестирует и общается с другими инвесторами. Либо презентации должны быть разными: показал одну версию первому инвестору, получил какой-то отзыв, исправил ошибки и идешь с обновленной  версией к следующему.

Ошибка 3: Ожидание мгновенных денег

Есть несколько признаков того, что стартап спешит с получением инвестиций: стартапер обижается на инвестора, который отменил встречу или недостаточно быстро ответил после встречи; при других инвесторах он негативно говорит о тех «плохих» инвесторах, которые потратили его время и ни в чем на самом деле не разбираются; он вымогает деньги сразу после встречи, надоедая  инвестору вопросами «Вы уже подумали? Вам нужна еще информация? Какую сумму вы хотели бы инвестировать?»; настойчиво предупреждает об упущенной выгоде: «К нам проявляют большой интерес другие инвесторы, торопитесь», «Вы не успеете получить выгодные условия, осталась неделя», или «Как хотите, потом будет поздно».

Многие искренне считают, что подобные методы — это элемент активных продаж. Нет, это назойливость и отсутствие уважения к инвестору как к человеку и потенциальному совладельцу компании. Решение инвестировать в проект крайне редко принимается за неделю. Тем не менее, многие стартапы давят на срочность, упуская классных партнеров и инвесторов.

Ошибка 4: Невнимание к отношениям с инвестором

Стартаперам важно понять: инвестируют не в продукты, а в людей. Часто они подробно рассказывают об инновационности технологии во всех деталях, но совсем не пытаются наладить человеческий контакт с инвестором. У них в глазах вместо искреннего интереса к человеку светится знак $: «Сколько денег вы можете мне дать?»

Однако, инвестируя в стартап, инвестор должен быть уверен, что основатель не потратит все деньги на ветер, что он умеет управлять командой, в состоянии привлечь таланты, разбирается в рынке, что он сможет встать на ноги, даже если упадет свысока — и люди все равно пойдут за ним. Все эти качества нельзя считать на первой встрече или показать в презентации. Для этого нужно общаться, а 90% основателей не понимают этого, или им некогда — приоритеты расставлены иначе.

Ошибка 5: Нанимать для общения сторонних людей

Довольно частая история — когда стартап нанимает спикера для международных конференций, чтобы тот внятно и на хорошем английском рассказал про проект. Предприниматели думают, что это хорошая идея, если у них не очень с навыками презентаций или с английским, лучше нанять того, кого будут слушать и понимать.

Большинство инвесторов уверены, что это абсолютно провальная идея, потому что они хотят видеть и слышать основателя. Основатель же забывает, что инвестируют именно в него, а не в идею или в наемного спикера, который стоит на сцене. Поэтому очень важно себя показывать.

Связанная с этим ошибка — найм агента, который будет искать инвесторов в  стартап за процент от привлеченных денег. Как правило, такие агенты сильно портят репутацию проекта, потому что пишут от имени компании неадекватные «холодные» письма или комментарии в социальных сетях, спамят инвесторов в LinkedIn и Telegram и т.д. Проблема в том, что им наплевать на проект, их мотивирует только размер комиссии. Лучше всех продавать проект может только его основатель, и он должен продолжать продавать, даже если уже есть команда продаж.

Ошибка 6: Невнимание к цифрам и данным

Стартаперы, увлеченные собственным проектом, часто не готовы к питчам и встречам, пусть даже выбивают их месяцами. Доля рынка, модели ценообразования, данные по конкурентам, пессимистичный и оптимистичный прогнозы, источники поступления выручки, оценка собственной компании — это моменты, на которых основатели часто спотыкаются, потому что приготовили только слайды о том, как круто «меняют мир». Стартапы фокусируются на том, что нужно им (деньги, причем срочно), а не на том, что нужно инвестору (прибыль и понятная модель exit). Конструктивный диалог строится, когда стартап умеет считать, владеет данными и говорит с инвестором на языке цифр.

Ошибка 7: Разговор с инвестором до общения с клиентами

Есть инвесторы, которые входят в проекты на самых ранних стадиях, когда есть только идея и примерная команда. Есть те, кто требует показать трекшн и первые результаты. А есть инвесторы, которые принципиально входят только в post-revenue стартапы. Но в любом случае довольно часто стартапы не могут ответить на вопросы о том, какова их финальная цель, зачем и для кого этот инновационный продукт на блокчейне, и т.д. Инвестор хочет знать, сколько клиентов стартап уже смог убедить, что его продукт нужен, кто эти клиенты, как бизнес будет работать, когда инвестиции кончатся. Но вместо данных по клиентам, четкого сегментирования и обратной связи от рынка часто приводятся только гипотезы и теории.

Я много раз слышала ответ: «Мы наймем гуру маркетинга, он построит нам крутую стратегию привлечения клиентов и сделает из нас бренд». Из этого инвестор делает вывод, что основатель понятия не имеет, кто его клиенты, где их брать, и какую социальную ценность принесет проект.

Свежие материалы