Кошмары блокчейна: что мешает нам перейти на криптовалюту

Кошмары блокчейна: что мешает нам перейти на криптовалюту

Разработчик игровой платформы виртуальной реальности Адам Фрисби объясняет, почему блокчейн-технологии не готовы к массовому распространению

Будущее
Иллюстрация: descryptive.com

В то время как большая часть технологической индустрии страдает из-за волатильности криптовалют, их основополагающая технология по-прежнему вызывает рекордный энтузиазм. Слово «блокчейн» появляется с впечатляющей частотой даже в тех стартапах, от которых этого сложно ожидать. И хотя у этой технологии действительно интересные и потенциально мощные варианты использования, у нее есть огромные недостатки в плане потребительских приложений, о которых СМИ говорят мало.

В прошлом я участвовал в создании виртуальных миров вроде Second Life, где пользователи создают, строят и продают свои виртуальные товары другим пользователям. И по идее, блокчейн должен был бы стать для меня святым граалем, так как позволяет осуществлять микроплатежи между пользователями без посредника. Но сейчас это не так, и вероятно, еще долго так не будет. И вот почему.

Блокчейн не может одновременно быть всем, к чему стремится

Блокчейн разрывается между тремя конкурирующими целями: быстрота, невысокая стоимость и децентрализация. Пока еще невозможно построить цепочку, которая достигала бы всех этих трех целей. Быстрые и децентрализованные цепочки будут стоить дорого, поскольку требования к хранению и пропускной способности для архивирования будут огромными. Стремитесь к быстроте и невысокой стоимости? Значит, вам придется ввести авторизацию, подобную банковской (есть решение Tangles, но с ним еще многое не ясно).

При большом объеме хороший процессор кредитных карт может провести типичную транзакцию на $2 за $0,10. Некоторые крупные онлайн-игры проводят более миллиона транзакций между пользователями в день мгновенно, без каких-либо сборов. И тем не менее, я могу назвать полдюжины стартапов, пытающихся использовать для этого дорогостоящий и медленный блокчейн.

Блокчейн — кошмар для службы поддержки клиентов

Для большинства потребителей потеря пароля к онлайн-сервису — это легкое неудобство, к которому они привыкли. Как правило, пароль быстро восстанавливается через запрос с помощью электронной почты или при обращении в службу поддержки.

Блокчейн-кошельки и их пароли, напротив, привязаны к файлу на жестком диске пользователя и критически важны для пользователей, пытающихся получить доступ к технологии. По самой своей природе у них нет механизма восстановления. «Потеряв пароль, вы теряете все», — это ужасный пользовательский опыт для потребителей и кошмар для компаний, пытающихся построить свою систему обслуживание на основе блокчейна. Если вы используете услугу внешнего размещения, риск кражи или внезапной потери активов очень реален.

Предположим, вы пытаетесь запустить онлайн-игру или другую потребительскую услугу, где совершаются покупки через блокчейн. Как будут обрабатываться запросы на возврат? Как можно просто проверить потерю? Как справляться с воровством или покупками, оплаченными с помощью украденных карточек? Разумеется, компания могла бы сделать так, чтобы можно было переопределить основную цепочку блокчейн с протоколом восстановления, но это полностью уничтожает смысл использования системы, ведь она должна быть децентрализована.

И это подводит меня к еще одной проблеме.

Блокчейн создает затруднения в уже отработанном процессе

Сегодня использование блокчейн-приложений никак не назовешь удобным. Пользователям, привыкшим к цифровым и онлайн-платежам, придется учиться совершать покупки при помощи блокчейна, опираясь на специфическое сочетание паранойи и осторожности, чтобы предотвратить кражи или избежать покупок у теневых дилеров. Необратимые псевдонимные транзакции не вызывают доверия и не выглядят честными.

Проблема усугубляется из-за скорости и транзакционных сборов. В большинстве публичных цепочек расчеты измеряются в минутах — если вы не готовы платить высокие комиссионные сборы. Сравните это с 2-10 секундами для безопасной транзакции по кредитным картам, к которой привыкли клиенты в эпоху быстрых мобильных интерфейсов.

Частные цепочки имеют потенциал более разумного сочетания времени и сборов за расчеты, но все они натыкаются на конкурирующие цели, описанными выше. Если разработчики слишком сильно опираются на один из путей, они сталкиваются с целым рядом препятствий — от отражения сервисных атак до проблем с хранением и пропускной способностью.

Рассмотрим недавний прикол CryptoKitties. Это потрясающий кейс, показывающий, как все может пойти не так, как только вы включите в блокчейн деятельность потребителя. Это почти полностью перегрузило сеть Ethereum, и компании пришлось значительно увеличить транзакционные издержки, чтобы преодолеть возникшее отставание. А ведь масштаб этой деятельности был довольно невелик, не сопоставим с типичными интернет-услугами.

Все это только затрудняет процесс подготовки блокчейна к массовому рынку. Когда мы достигнем точки, в которой миллионы людей ежедневно будут использовать услуги, основанные на блокчейне, бизнес столкнется с постоянно возрастающими требованиями к хранилищам для поддержания и доступа к цепочке для аудита. Блокчейн Ethereum растет более чем на 50 гигабайт в год, размер уже слишком велик для немедленного доступа, и он будет продолжать расти.

Как я сказал в начале, все это не означает, что блокчейн — бесполезная технология. И уже есть некоторые ранние попытки решения проблем, которые я поднял. Но чтобы стать по-настоящему жизнеспособной, технология блокчейн нуждается в фундаментальных усовершенствованиях, требующих тысяч незначительных изменений, или, возможно, радикального переосмысления ключевых идей.

В качестве отправной точки стоило бы честно переосмыслить то, какие проблемы может решить блокчейн, – и посмотреть, можно ли с ними справиться более практичными, проверенными способами. Многие энтузиасты блокчейна были в восторге от идеи криптовалюты после прочтения об этом в «Криптономиконе» Нила Стивенсона. Но существует большая разница между тем, насколько вдохновляюще это выглядит в научно-фантастическом романе, и тем, как это работает в реальной жизни. В конце концов, появление Second Life изначально было вдохновлено Метавселенной из «Лавины» того же Стивенсона. Но, обработав сотни платежей в Linden Dollar и разобравшись с проблемами полчищ возбудимых фурий, я могу заверить вас, что вести бизнес в реальной Метавселенной — не совсем то, как мы это себе представляли.

Источник

Свежие материалы