Вечный бой: как мы вознаграждаем негативное поведение сотрудников и клиентов
Лень, халтура, капризы и агрессия окружающих — нередко следствие наших собственных действий. Бизнес-эксперт и тренер Игорь Журавлев объясняет, как мотивировать людей на более позитивные поступки
СаморазвитиеСегодня почти каждый из нас находится в перманентном состоянии войны: с нерадивыми подчиненными и коллегами, с клиентами, которые выкручивают руки, с капризными или обиженными детьми или родственниками. Спешу порадовать: вы сами провоцируете негативное поведение! Окружающие ведут себя так потому, что вы это поведение смоделировали. И это прекрасная новость, ведь в вашей власти все изменить.
Добиться нужного поведения от окружающих можно, используя очень простые методы. Согласятся со мной не все, но вы вряд ли оспорите два следующих утверждения:
- Если вы хотите добиться определенного поведения, то вы должны это поведение вознаграждать.
- Вы не добьетесь поведения типа А, если вознаграждаете поведение типа Б.
Следуя этим утверждениям, мы можем наладить отношения в семье, на работе и в бизнесе.
Разберем несколько примеров:
Допустим, вы гуляете с ребенком, погода отличная, настроение тоже. Ребенок видит ларек с мороженым и просит купить ему порцию. Вы не соглашаетесь, потому что скоро обед, и вы не хотите портить аппетит перед едой. И тут ребенок начинает плакать, рыдать так, что прохожие уже спрашивают, ваш ли он Вы не выдерживаете: «Вот тебе мороженное, ешь, только не ори!»
Только что вы наградили слезы, истеричное поведение. Если вы «откупитесь» от слез несколько раз, то получите невыносимого ребёнка.
То же самое происходит в отношениях с подчиненными и клиентами. Задумайтесь, когда вы повышаете зарплату хорошему сотруднику: когда он отлично справился со сложным проектом или когда собирается написать заявление на увольнение? А какой клиент скорее получит скидку: тот, кто вовремя платит и увеличивает заказы или тот, кто хочет уйти к конкуренту?
Чтобы глубже понять причины формирования негативного поведения, разберем влияние на поведение и мотивацию такого вознаграждения, как внимание.
Шкала внимания. Не заблудитесь в трех типах
Одной из основных наград для любого homo sapiens является внимание. Человек – существо социальное. Мы хотим, чтобы нас замечали, хотим быть интересны обществу.
Проблемы в управлении поведением и мотивацией происходят из-за того, что мы неверно понимаем, какие типы внимания более желательны, а какие – менее. Возможно, вы думаете, что эта шкала выглядит так:
- самое желательное — положительное внимание (похвала, комплимент и т.д.);
- нейтральное — отсутствие внимания, когда сотрудника/клиента не хвалят и не наказывают;
- нежелательное – негативное внимание (критика, замечания, угрозы и т.д.).
На самом деле самым серьезным наказанием является именно отсутствие внимания!
Дело в том, что один из самых сильных наших инстинктов – потребность в принадлежности. На протяжении многих веков человек мог выжить, только если находился в той или иной общине. И если община его выгоняла, то в большинстве случаев одиночка не выживал.
Вспомните школьные годы: вероятно, самым сильным наказанием был бойкот, когда друзья не разговаривали с вами. Чтобы заслужить такое наказание, нужно было совершить очень серьезный проступок.
Общение с сотрудниками и клиентами: что мы делаем не так?
Теперь, когда мы определили, что именно отсутствие внимания является самым нежелательным для человека, давайте вспомним, что происходит в общении с клиентами и сотрудниками.
Подумайте, какому сотруднику вы уделяете больше внимания. Если сотрудник и так работает нормально, мы не обращаем на него никакого внимания. Хорошая работа воспринимается как должное. Однако для тех, кто не выдерживает сроков и некачественно выполняет задачи, у нас всегда находится время на разбор полетов.
Давление рынка нарастает, с каждым днём работы становится больше, у руководителей не хватает времени и сил, поэтому вы успеваете замечать только то, что идёт не так, чтобы вовремя это скорректировать. Если сотрудники работают хорошо – слава богу, можно наконец-то заняться своими делами.
Получается, что вы награждаете вниманием плохих работников, а хорошие получают ноль. Это убивает мотивацию. И однажды они тоже допускают ошибку… и получают вознаграждение — негативное внимание!
Всё познаётся в сравнении. А так как отсутствие внимания хуже, чем негативное внимание, то из двух зол сотрудники выберут меньшее. Качество работы и мотивация лучших сотрудников поменяются в худшую сторону.
Та же ситуация происходит и с клиентами. Больше внимания достается тем, кто не платит вовремя, шантажирует ваших менеджеров уходом к конкурентам и постоянно требует скидки.
Если я хороший клиент, то со мной общается только менеджер, если плохой, то как минимум руководитель отдела, а то и генеральный директор.
Работа над ошибками: 4 простых шага
1. Скорректируйте систему оплаты труда так, чтобы поощрять лучших сотрудников и качественную работу:
- уходите от «уравниловки»: применяйте принцип «равное вознаграждение за равный результат», а не «одинаковое вознаграждение за одинаковую работу/должность». Лучшие сотрудники должны зарабатывать больше тех, кто находится на такой же должности, но работает не так качественно;
- повышайте зарплату за удачно проведенные сделки, успешно реализованные проекты и т.д. Прекратите практику огульной индексации окладов по итогам года.
Все сотрудники должны четко понимать, что их зарплата зависит от качества их работы и результатов, которые они показывают.
2. Уделяйте больше внимания лучшим сотрудникам и обязательно отмечайте похвалой качественно выполненную работу. Так вы дадите понять коллективу, какие действия приведут к вознаграждению.
3. По отношению к нерадивым сотрудникам применяйте самое сильное наказание – не обращайте на них внимания. Дождитесь момента, когда их будет за что похвалить или когда они исправят ошибку, и обязательно сделайте это публично, причем не жалея слов. Даже самые слабые сотрудники со временем могут превратиться из гадких утят в прекрасных лебедей.
4. Хотите, чтобы клиенты платили вовремя? Благодарите их за своевременную оплату! А еще лучше — действуйте на опережение. Составьте список лучших клиентов. Позвоните им, поблагодарите за сотрудничество и предоставьте что-нибудь бесплатно, или дайте скидку. Ведь сохранить хороших клиентов для компании гораздо важнее, чем не потерять плохих. Кроме этого, довольный клиент часто дает рекомендации, сарафанное радио еще никто не отменял.