Нужно ли вам запускать стартап? Советы главы Y Combinator
CEO знаменитого инкубатора Майкл Сейбел объясняет, что есть особый тип людей, которые добиваются успеха только через сложности. Относитесь ли вы к этому типу? Вот как понять
Лидерство СаморазвитиеПочему я должен запустить стартап?
Многие люди задают себе этот вопрос.
Они часто размышляют над такими фактами:
1. Подавляющее большинство стартапов не увенчались успехом.
2. Талантливым людям относительно просто получить работу и хорошую зарплату.
3. Крупные компании дают возможность работать над интересными и сложными проблемами.
Мой ответ на вопрос, почему вы должны запустить стартап, прост: люди определенного типа работают на максимальной мощности только тогда, когда у них нет предсказуемого маршрута, шансы на успех низки, и они несут личную ответственность за неудачи (в противоположность большинству позиций в крупных компаниях).
Вот как я это понял.
Старшая школа
В моей школе с 6 по 12 класс было жесткое разделение учащихся по способностям — были классы одаренных и обычных детей. Одаренные дети получали лучших учителей, более интересную курсовую работу и чаще поступали в топовые университеты. Я был умным, но не достаточно умным, чтобы считаться «одаренным», поэтому меня включили в обычную группу. К 8 классу мне стало ясно: если тебя однажды назвали «обычным», тебе очень трудно поменять это. Это разозлило меня, и я загорелся желанием перейти в другой класс. Я упорно трудился, чтобы быть самым умным ребенком в обычном классе, вместе с родителями мы пытались лоббировать учителей, чтобы меня рекомендовали в более продвинутый класс, а еще мне нужно было добиваться успехов на факультативах и клубах, где обычно блистают одаренные ученики. К 11 классу я преуспел, но не смог остановиться на этом. Я понял, что могу быть не просто таким же хорошим, как дети в классе для одаренных, я могу быть лучше. В то время как все остальные учились играть на скрипке, я стал спортсменом университетской команды. Когда другие с горем пополам делали общественную работу, я стал курсантом спасательного отряда, водил машину скорой помощи и помогал людям в моем городе, а также проводил лето волонтером в муниципальном суде. К концу школы вся эта тяжелая работа окупилась. Я получил отличные оценки, кучу дополнительных занятий и поступил во все университеты, в которые направлял документы, кроме Гарварда.
Колледж
Затем меня выгнали из Йельского университета. Позвольте мне рассказать, что произошло. Йель — это воплощение истеблишмента, и я не чувствовал, что изучаю что-то практически важное (моей специализацией были политические науки). За пару лет я потерял всякий интерес к занятиям, часто их пропускал, и мои оценки сильно ухудшились. Я не хотел строить академическую карьеру, а казалось, что именно это готовил мне Йель. В конце концов меня отчислили. Примерно через два месяца после этого я внезапно почувствовал, что снова разозлился. Я понял, что мой университет, некоторые мои друзья и даже некоторые члены моей семьи думали, что я никогда не окончу колледж. Моя мотивация вернулась мгновенно. Я отправился в Пенсильванский университет, где работал над проблемами в правительстве и политике, помогал вести семинары по конституционному праву и посещал заседания верховного суда. Через год я вернулся в Йель, получил отличные оценки, завел замечательных друзей (Джастин Кан был одним из них) и закончил учебу в 2005 году.
Justin.tv / Twitch.tv
Открытие стартапа никогда не входило в мои планы, но, глядя на свой опыт в средней школе и колледже, я понял, что мне действительно нужно было стать аутсайдером, чтобы мотивировать себя на успех. Стартапы — классический пример неудачников, в 99% случаев они терпят неудачу. Это было настолько мотивирующим, что мне даже не нужно было верить в нашу первую идею. На протяжении почти всей истории Justin.tv и Twitch мы ждали провала. В 2007 году мы получили финансирование Y Combinator, но этот инкубатор тогда не был так хорошо известен, и большинство инвесторов игнорировали нас. Нам удалось привлечь инвестиции от одного бизнес-ангела всего на $180 тысяч. Мы не могли привлечь лучших венчурных инвесторов, не могли нанять самых востребованных инженеров и постоянно боролись за то, чтобы просто остаться в живых — в то время считалось, что видео-стартапы только прожигают деньги, и монетизировать их невозможно. 5 раз за 5 лет мы чуть не погибли. Однажды нам выставили счет на сумму, большую, чем все оставшиеся у нас деньги. В другой раз у нас осталось денег всего на 2 месяца, а месячные расходы тогда уже составляли $1 млн. Но все эти невзгоды были именно тем, что нам было нужно, чтобы оставаться голодными. Мы не погибли, мы не бросили все, и через 8 лет после начала мы добились успеха.
Поэтому те из вас, кто интересуется технологиями (особенно люди, работающие в крупных компаниях или ищущие работу в крупных компаниях), должны задать себе следующие вопросы:
- Нравится ли мне быть неудачником?
- Ищу ли я большие проблемы, от которых многие люди стараются держаться подальше?
- Преуспеваю ли я, когда беру на себя личную ответственность за успех или неудачу?
Если вы ответите «да» три раза, то, возможно, запуск стартапа — то, что вам нужно. Работа в крупных компаниях не сможет дать вам этот опыт. Чем дольше люди работают в крупной компании с большой зарплатой, тем выше их личные расходы, и тем меньше шансы создать стартап, даже если это и входит в их планы.
Я не могу обещать, что открытие технологического стартапа сделает вас богатым (на самом деле больше шансов, что не сделает). Но я могу пообещать, что это будет одна из самых сложных вещей, которые вы можете сделать. Это подтолкнет вас к вашим пределам, заставит учиться быстрее и, возможно, покажет вам, что невозможное невозможно.