«Если мозг в порядке, ноотропы не нужны»
Профессор МГУ Вячеслав Дубынин объясняет четыре главных правила, которые помогают нашему мозгу учиться, и развеивает несколько заблуждений об укреплении памяти
В середине февраля в лектории бизнес-школы «Сколково» профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор биологических наук Вячеслав Дубынин прочитал лекцию «Роль нейрофизиологии в бизнес-решениях». «Идеономика» публикует самые интересные моменты его выступления.
Наша память — это информационные каналы, которые формируются, прежде всего, в коре больших полушарий. Нейросеть коры больших полушарий в момент рождения имеет примерно одинаковую силу. С ходом времени те контакты, через которые проходят особенно удачные сигналы, ассоциирующиеся с положительными эмоциями, становятся мощнее. Они начинают более интенсивно передавать сигналы. Это похоже на колею: ты едешь несколько раз по одной дороге — колея становится глубже, а дальше вообще трудно выехать из ее. Глобальный принцип обучения и формирования долговременной памяти, по сути, такой же процесс. Одним из первых об этом заговорил ученый Иван Петрович Павлов. Вот четыре правила формирования долговременной памяти, которые он сформулировал 100 лет назад: их никак не объехать и не обойти. И важно знать и использовать, иначе наш мозг не пустит информацию в долговременную память, там ведь стоят мощные антиспам-системы:
1. Чем значимее подкрепление, тем быстрее идет обучение. Кнут эффективнее пряника.
2. Повторение — мать учения: повторное сочетание исходно незначимого стимула и его положительное подкрепление.
3. Отсутствие сильных отвлекающих факторов.
4. Мозг должен находиться в хорошем функциональном состоянии.
Психологи говорят, что одно из базовых правил обучения — правило номер один. Что это значит? При обучении надо создать мощную эмоцию, мощную потребность. Чем значимее подкрепление, то есть те положительные эмоции, которые вы испытали, удовлетворив какую-то потребность, тем быстрее движется обучение. Наши потребности, их реализация, их удовлетворение связано либо с тем, что вы чего-то достигли, например, поели, либо чего-то избежали, например, спрятались от опасности.
Существует метод пряника и метод кнута: мозг учится, избегая неприятностей или достигая, например, чего-то приятного. И тот, и другой метод работает. Кнут, к сожалению, более эффективно. Начальники часто используют его, но не помнят или не знают, что обучение с негативными эмоциями не делает человека счастливым, а уж тем более инициативным. Ведь важно, чтобы не только вы были лидером, но и еще у вас в коллективе были лидеры, а если всех их затюкать, то ничего хорошего не получится.
Второй пункт более банален, но тоже работает: повторное сочетание исходной незначимой информации и положительной эмоции необходимы для формирования долговременной памяти. По крайней мере, когда речь идет о сложных вещах. Понятно, если вы засунули палец в розетку, мозг с одного раза запомнит, что не стоит больше так делать. Но это простая ситуация. А вот если вы учите что-то более сложное — то обязательно нужны повторы. Тогда и появится та самая колея.
Пункт третий ясен даже ребенку, но не справляются с ним даже взрослые. Если вы взялись учиться, то стоит выключить телевизор, перестать писать SMS и сказать домашним: «Пожалуйста, можно полчаса не входить в эту комнату?» Не должно быть сильных отвлекающих факторов. Иначе будут активированы не 2% нейронов мозга и не 5%, а все 7% или 10%.
И, наконец, пожалуй, самое тяжелое условие для нашей напряженной жизни — мозг должен находиться в хорошем функциональном состоянии. Он должен быть не слишком сытым, не слишком голодным, не слишком возбужденным, не больным, не сонным. Если у вас за день было пять лекций, а моя уже шестая, то ожидать, что ресурс вашего мозга еще хоть как-то сохранился, слишком оптимистично.
О мозге стоит заботиться: вовремя ложиться спать, отдыхать, гулять и есть. Мозг — сложнейший компьютер, который дан нам в пользование, но надо это делать умело и осмысленно. Например, голодовка, ограничение в калориях, иногда бывает настолько неблагоприятна для мозга, что, во-первых, вы испытываете негативные эмоции, потому что вы не поели, а еда — самый надежный источник позитива, а во-вторых, нервным клеткам может не хватать глюкозы. Вы должны помнить: перед совещанием конфетку я могу себе позволить съесть, даже если я на диете. Без глюкозы нервные клетки очень плохо себя чувствуют, они у нас самые энергопотребляющие.
Как улучшить память? Павловские условия я уже озвучил. Но, конечно, фармакологи тоже не дремлют. Существует отдельная группа психотропных препаратов. Они позиционируются как препараты, улучшающие память. Как правило, они делают функционирование каждой нервной клетки более эффективным. Какие-то ноотропы улучшают состояние клеточных мембран, какие-то улучшают переработку глюкозы, какие-то улучшают белковый обмен. Некоторые из них — это просто комплексы витаминов, те же омега-3, -6, жирные кислоты, они тоже обладают ноотропными свойствами.
Важно, что нормальный ноотроп активен только при курсовом использовании в 2-3 недели. Я знаю лишь один ноотропный препарат, который становится активным сразу при первом введении, он используется врачами сразу после инсульта.
Чем скорее вы его введете после инсульта, тем большее число нервных клеток выживет. Это препарат, который еще с советского времени используется, когда-то его разработали для военных целей. Исходно его придумывали для того, чтобы летчик мог сутки управлять самолетом, а потом оказалось, что самое оправданное его применение — при травмах, особенно после инсульта.
Стоит помнить, что если ваш мозг более-менее в порядке, вы не слишком сильно переутомились, у вас не было затяжного хронического стресса, не было травм, отравлений, интоксикаций и так далее, то ноотропы вам не нужны. Они действуют только тогда, когда есть проблема. Если вы сейчас войдете в интернет, то увидите кучу препаратов, которые кто-то называет ноотропами. И эти препараты позиционируются, как будто вы приняли таблетку и, пожалуйста, можете решать проблемы, сутками работать. Надо понимать, что это не ноотропы, а препараты, которые по действию близки к наркотикам, к психомоторным стимуляторам, к амфетаминам, например, а иногда и к кокаину. Их применение может нарушить работу синапсов, вызывать привыкание, зависимость. Так что дешевых и простых способов улучшить долговременную память, к сожалению, не существует. Работает только мотивация, повторы, а мы следим за тем, чтобы мозг был в хорошем функциональном состоянии, и не отвлекаемся.
Как-то раз, когда я был аспирантом, мне начало казаться, что моя память не очень хорошая — так, средненькая. И где-то я прочитал, что надо учить стихи, чтобы ее улучшить. Я стал учить наизусть «Евгения Онегина», доучил почти до конца, но почувствовал, что ничего не изменилось. Я не сдался и стал учить «Божественную комедию» Данте. И вот, примерно на четвертой главе, когда Данте начинает перечислять врагов, я вдруг почувствовал, как мои синапсы зашевелились, а отростки проросли: память улучшилась и вышла на более-менее приличный уровень. Сейчас полсотни лекций загружены в мою нейросеть, а я могу с любого места вам рассказывать. Хотите про иммунитет, хотите про эндокринную систему, а хотите — про тонкости любви.