У Apple лучший в мире дизайн? Сказки!
Профессор Технологического института Джорджии Иэн Богост иронизирует по поводу нового офиса Apple и доказывает, что компания не создала ни одного продукта с «великолепным дизайном»
Лидерство«У Apple великолепный дизайн», — это самый большой технологический миф сегодняшних дней. Последняя жертва этой идеологии и последний же проект Стива Джобса, который еще находится в процессе реализации: новая штаб-квартира Apple Inc. в Купертино за $5 млрд.
В статье для Reuters Джулия Лав описывает «поразительное внимание к деталям» нового кампуса. Вентиляция и трубы скрыты от глаз в массивном, изогнутом стеклянном фасаде. Использование древесины регулируется толстыми справочниками. Структурные швы доведены до стандартов, измеряемых долями от допустимых строительных отклонений. Индивидуальные панели потолка требуют многоступенчатого утверждения. Дверная ручка — главный элемент проекта — отвергается из-за крохотного несовершенства. Даже пустые пространства порогов становятся объектом дотошного внимания:
«Одной из самых обсуждаемых особенностей были дверные проемы, которые Apple хотела сделать идеально ровными, без порога. Строительная бригада отвергла это требование, но Apple настояла на своем.
В чем причина? По словам бывшего руководителя строительства, если инженерам приходится корректировать свою походку при входе в здание, они рискуют отвлечься от работы».
Лав сравнивает процесс проектирования строительства Apple с созданием дизайна продукта. Здание должно быть «таким же безупречным, как и портативное устройство,» пишет она, а «подход к строительству огромного комплекса аналогичен тому, что применяется при конструировании карманной электроники».
Единственная проблема с этим выводом: у Apple никогда не было настолько уж великолепного дизайна в области электроники, чтобы оправдать зашкаливающий педантизм дизайна новой штаб-квартиры.
В сущности, такое утверждение кажется нелепым. В 1977 году благодаря Apple II микрокомпьютеры стали полезными и доступными. В 1984 году Macintosh стал гораздо более удобным для использования компьютером благодаря графическому пользовательскому интерфейсу. В 2001 году iPod подарил нам музыкальную библиотеку в кармане. В 2007 году благодаря iPhone компьютер стал портативным (и навязчивым).
Считается, что компания Apple добивается лучших результатов, когда уделяет внимание деталям. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении выясняется, что мы выдаем желаемое за действительное. На самом деле продукты компании Apple скрывают хвосты плохого дизайна под совершенством гламурной внешности.
Возьмите MacBook Pro, флагманский ноутбук Apple конца 2016 года. Новые модели снабжены только портами USB-C. Но все современные устройства Apple, включая iPhone 7, перезаряжаемая Bluetooth-клавиатура и мышь, поставляются с кабелями USB-A, которые не могут подключаться к новому ноутбуку. Заменить кабель можно — за $20. Со временем эта проблема исчезнет, так как кабели USB-C полностью заменят USB-A. Но если хороший дизайн — в деталях, то почему кто-то, потративший тысячи долларов на якобы хорошо спроектированную машину, должен ждать этих деталей?
iPhone не лучше. Начиная с iPhone 5S, впервые выпущенного в 2014 году, Apple стала применять программно-управляемый датчик отпечатков пальцев, установленный на кнопку «домой». Функция, известная как Touch ID, позволяет пользователям проходить аутентификацию, чтобы разблокировать телефон, скачать продукты из App Store, а также платить в розничных магазинах-участниках при помощи Apple Pay. Но даже малейшие помехи на пальце делают Touch ID ненадежным. Недавно вымыли руки? Съели банан? Копались в саду? Трогали что-то слишком теплое или слишком холодное? Удачи вам при аутентификации. Это может быть просто неудобством при разблокировке телефона, но Apple Pay вообще не будет работать без Touch ID. Так что шанс воспользоваться этим новым цифровым бумажником в дождливый день или после того, как вы потрогали какие-то земные субстанции, призрачно мал.
А автозамена? Раньше было забавно хохотать над ее слабостями, но функция не стала умнее, это пользователям пришлось приноровиться исправлять ее ошибки при наборе сообщения на смартфоне. Набираешь, исправляешь, корректируешь исправления. Один из способов решения проблемы, предложенный Apple в патентной заявке 2016 года: просто выделить исправленные слова и отправить «запрос на разъяснение».
При более крупных 4,7-дюймовых экранах, которые стали использоваться, начиная с iPhone 6 2014 года, дотянуться до края смартфона, держа его на ладони, трудно даже для пользователей с большими руками. Решение Apple, получившее название Reachability, оказалось таким же нелепым: двойное нажатие кнопки «домой» опускает весь экран вниз для более удобного нажатия.
Некоторые фанатики Apple обвинят в этих недавних недоразумениях пустоту, образовавшуюся после смерти Стива Джобса. Как ни крути, его жесткий контроль над продуктами компании был легендарным. Но этого объяснения недостаточно. В конце концов, главный дизайнер Apple Джони Айв, который считается преемником дизайнерских догм Джобса, отвечал за дизайн продуктов компании все время работы Тима Кука на посту генерального директора. Кроме того, невнимательность продуктов Apple к деталям в дизайне можно легко найти и во времена Джобса.
Возьмите iPod. Он упростил прослушивание целой музыкальной библиотеки, но iTunes всегда делает управление этой библиотекой трудным, запутанным — даже разрушительным. На самом деле большая часть программного обеспечения Apple не соответствует дизайнерскому стандарту устройств, на которых оно работает. Почта по-прежнему не умеет искать письма эффективно и точно. На рабочем столе iMessage часто перестает работать; на iPhone он работает менее надежно, чем текстовые сообщения когда-то, особенно, когда сигнал слабый. Keynote — альтернатива PowerPoint от Apple — случайным образом изменяет форматирование текста в презентации. Очаровательный сюрприз, который обнаруживается прямо во время выступления. iWork, набор офисных приложений, частью которого является и Keynote, и близко не может конкурировать с аналогичными продуктами Microsoft и Google, и даже не дотягивает до элегантной простоты своего прародителя AppleWorks.
«Железо» Apple эры Джобса также не тянет на скрупулезность, которой, тем не менее, поклонялись. В 2010 году, когда конструкция антенны в iPhone 4 привела к проблемам для приема сигнала, Джобс посоветовал пострадавшим пользователям «держать телефон по-другому». В 2008 году он продемонстрировал первый экземпляр невообразимо тонкого MacBook Air, внезапно вынув его из бумажного конверта. Удивительно! Правда, не был показан сетевой адаптер толщиной с дюйм, необходимый для зарядки устройства. Apple до сих пор даже не попыталась уменьшить размер — в частности, громоздкую толщину — источников питания, несмотря на то, что систематически уменьшает размер своих компьютеров.
Дизайнерская философия Стива Джобса была более фашистской, чем требовалось. Человек был не полубогом дизайна, а его диктатором. Он делал вещи такими, как он хотел, и его пользователи ценили его определенность и отсутствие компромисса. Они ошибочно приняли это тщеславие за достоинство самих объектов.
И наслаждались этим. В то время, как каждая компания идет навстречу даже самым абсурдным требованиям потребителя, Apple никогда не волновало то, что считают или хотят ее клиенты. Вместо этого она сказала, что им должно нравиться, и как это должно нравиться. Какое облегчение! Автократия корпоративного дизайна устраняет необходимость процесса принятия решений. Пользователи компьютера не будут использовать дискеты, потому что нет дисковода. Позже аналогичным образом исчезли разъемы для наушников. Приписывать такой выбор дизайну — или мужеству — это ошибка. Как я уже говорил ранее, Apple умеет заставить людей принять будущее, придуманное ею, не задумываясь, как технология могла бы развиваться по-другому.
В процессе Apple стандартизировала передовой опыт в области дизайна на внешнем уровне, будучи не в состоянии достичь таких отличий в целостном плане. Продукты Apple, без сомнения, — красивые объекты. Но это красивые объекты, принцип действия которых никогда не соответствовал их внешнему виду. Красивые объекты, которые лгали о глубинах этой красоты.
В этой лжи кроется важный, будто случайный урок навязчивых идей компании в новом космическом офисе. Внимание к деталям на уровне дверных ручек и порогов воспринимается как метод дизайна настолько педантичный на микроуровне, насколько он мог бы быть великим на макроуровне.
Но можно также сравнить зомбифицированную реальность рабочих Apple, работающих над бережно выравненными порогами в их новой космической штаб-квартире, с сонным гудением армии, созданной, чтобы терпеть, а не думать, не говоря уже о том, чтобы думать иначе. Одни и те же невидимые дверные проемы ведут в рабочие палаты и сады отдыха — и обратно. Так настойчиво!
Как ни странно, такой дизайн сводится к инверсии известной рекламы оригинального Macintosh «1984». В ролике энергичный индивидуализм от Apple побеждает утомительно однообразного безымянного противника, под которым подразумевалась IBM. Но время проходит, изделия компании Apple становятся все более коллективистскими и однообразными, не говоря уже о неэффективности — даже несмотря на то, что компания каким-то образом получила репутацию инновационной и производительной. Это зародило унификацию конкурирующих продуктов. У каждого бродячего предпринимателя в местной кофейне ноутбуки одинакового серого цвета (или цвета розового золота) и одинаково черные (или цвета розового золота) телефоны, независимо от их марки или модели.
Как и любой продукт Apple, новая штаб-квартира компании — монолит, предназначенный, чтобы ему поклонялись на вид и на ощупь. Просто не задавайте слишком много вопросов о том, как это работает на практике. И работать это, безусловно, будет. Боргоподобный, черный стеклянный офис Apple с его прекрасными потолочными панелями и регулируемым деревянным покрытием будет окутывать своих инженеров безопасным комфортом, чтобы они могли и дальше придумывать новые одинаковые устройства, которые будут по-прежнему вдохновлять неразличимым софтом. И все это будет работать на них, чтобы вы и я могли радоваться их великолепию.