Джеймс Алтучер: Как заработать миллион долларов за 2 года
7 правил начинающего предпринимателя: как уволиться с работы и не бояться начать свой бизнес
Лидерство Свой бизнесДжеймс Алтучер – глава хедж-фонда, инвестиционный консультант и популярный блоггер, автор нескольких книг. В своем блоге он подвергает сомнению устоявшиеся истины и предлагает альтернативы.
Несколько недель назад я написал пост о том, что именно в этом году вам стоит бросить работу. Я привел несколько причин для этого. Я не собирался петь гимны предпринимателям. Нет, речь шла о другом: в корпоративном мире происходит полная фигня, и постепенно многим из вас захочется его покинуть.
Многие люди справедливо спрашивали: «Ну, а что дальше? Чем мне заняться?»
Я начал опрашивать людей, которые именно так и поступили. Что сделали они? Как уволиться с работы и заработать миллион долларов?
Не каждый из нас – Марк Цукерберг или Ларри Пейдж. Не каждый может бросить университет, придумать айфон, машину времени или унитаз, который меняет размеры в зависимости от того, кто на нем сидит (было бы круто, а?).
Некоторые люди просто хотели бы уволиться с работы и нормально зарабатывать. Некоторые хотели бы просто уволиться и заработать миллион долларов.
И зачастую миллион – это довольно круто. Не каждый может найти себе венчурного инвестора и создать модный стартап на $100 млн. Не так уж плохо заработать миллион, быть самому себе начальником и катапультироваться к успеху благодаря этой финансовой свободе.
Я позвонил Брайану Джонсону, основателю компании Braintree. Вы, наверное, не слышали о Braintree, но наверняка слышали об их клиентах. Они обеспечивают транзакции по кредитным картам и платежные операции для компаний вроде OpenTable, Uber и Airbnb.
Я прежде не общался с Брайаном. Я не инвестирую в Braintree. И насколько я знаю, я не инвестирую даже (увы) в компании, которые обслуживает Braintree. Мне просто нравится звонить людям, которые могут поделиться интересной историей. Так я накопил свою сеть не только финансовых контактов, но и возможных друзей. А я человек робкий, уродливый, и друзей у меня мало.
Но я знал, что у Брайана есть интересная история о том, как он создал Braintree, и подумал, что она как раз из разряда «А что мне делать дальше».
В 2007 году Брайан был менеджером в розничной сети Sears. Он уволился с работы и за два года стал зарабатывать по миллиону в год. Потом Braintree выросла еще больше, привлекла $70 млн от Accel и других инвесторов, но меня не это интересовало.
«Как ты это сделал? – спросил я Брайана. – Каковы первые шаги?» И он рассказал мне.
«Мне очень не нравилась моя работа, — сказал он, — и я никогда не верил в то, что фиксированная зарплата будет меня устраивать. До этого я был продавцом в компании по процессингу кредитных карт; я ездил и уговаривал рестораны и магазины перейти на обслуживание в нашу компанию. И я подумал, что могу заниматься тем же, но работать не на какую-то контору, а на себя».
Правило №1: убрать посредника. Вместо того, чтобы возвращаться в компанию, где он работал раньше, Брайан пошел напрямую к компании, которая обрабатывала платежи по кредиткам, добился от них контракта на перепродажу услуг – и все это он успел сделать еще до того, как уволился из Sears. Многие люди спрашивают меня: «У меня есть работа, надо ли мне привлекать венчурные деньги?» НЕТ, конечно, нет! Сперва вам надо поднапрячься. Венчурные инвесторы любят энтузиастов!
Правило №2: выбрать скучный бизнес. Все постоянно ищут новые большие идеи. Новая большая идея – это найти редкоземельные элементы на Марсе. Это огромная работа. Не надо за нее браться! Брайан выбрал бизнес, в котором заинтересован каждый торговец на Земле, и он знал, что это быстрорастущий бизнес, так как открывалась масса онлайн-магазинов. Вовсе не нужно придумывать что-то радикально новое. Лучше сделайте что-то очень старое немножко лучше, чем все остальные. И если вы не такие большие и сложные, как потонувшие в бюрократии корпоративные бегемоты, то очень вероятно, что вы сможете предложить более выгодные сделки и более качественный сервис, а также более внимательное отношение к клиентам. И они к вам пойдут.
Правило №3: найти клиента! Это, наверное, самое важное правило для любого предпринимателя. Я писал об этом раньше. Многие хотят волшебства: получить венчурные деньги, уволиться с работы, разработать продукт и вдруг привлечь миллионы пользователей. Так не бывает НИКОГДА.
Брайан нашел 10 клиентов (из первых 12 компаний, куда он обращался), готовых передать ему обработку своих карточных операций. Он прикинул, что ему понадобится $2100 в месяц, чтобы он мог уволиться с работы. Первые 10 клиентов приносили ему $6200 в месяц, так что у него была подушка безопасности. Он уволился с работы и стал бизнесменом.
Правило №4: строить доверие даже во сне. Часто говорят: «зарабатывать деньги во сне». Но Брайан и так уже зарабатывал деньги во сне. Он зарабатывал деньги со своих первых клиентов на каждой их продаже по кредитке.
«Я не хотел бродить по улицам в поисках клиентов, — рассказал Брайан. – Мне нужно было придумать, как привлекать в качестве клиентов онлайн-бизнесы. Кто-то предложил мне завести блог. А чтобы писать хороший блог, нужно, чтобы все было прозрачно, или ничего не выйдет. Тогда я начал писать блог о том, что на самом деле происходит в отрасли кредитных карт, в том числе о нечестных практиках и о том, как операторы карт выжимают из розничных компаний все соки. Я стал выкладывать свои посты в крупные соцсети: Digg, Reddit, StumbleUpon. Иногда мои посты оказывались в топах, и на мой сайт шел такой трафик, что сайт просто падал.
И я стал уважаемым источником по теме обработки кредитных карт. И вскоре все эти онлайн-сайты, которые прежде совсем не ориентировались в отрасли, начали обращаться ко мне и переключаться на мои услуги».
И вот еще пара правил.
Правило №5: блог – это не способ заработка. Блог – это создание доверия. Обычно дело не в продаже рекламы в блоге и не в том, чтобы получить выгодный контракт на написание книги – дело в том, чтобы нарастить доверие, а это создает новые возможности. В случае Брайана это привело к притоку клиентов и дало ему первую большую возможность. Мой собственный блог не принес мне ни цента, но дал миллионы возможностей.
«Мне позвонили из OpenTable: они хотели софт для хранения данных с кредиток, который мог бы передавать данные ресторанам и соответствовал всем законодательным актам. Я подписал с ними контракт на три года, который позволил мне собрать команду разработчиков, и мы разработали для них решение. Теперь у нас появились новые услуги, которые мы можем предлагать клиентам».
Правило №6: говорите ДА! Брайан начал всего лишь с того, что нашел клиентов для компании, обрабатывающей кредитные карты. Потом OpenTable попросила его разработать софт, чем он никогда не занимался. Он сказал «да». Он нашел программистов, разработал отличный продукт и увеличил свой доход вчетверо, а то и больше. И это запустило его бизнес в стратосферу новых услуг, которые он начал предлагать. Внезапно заработало сарафанное радио, и услугами Braintree начали пользоваться другие онлайн-компании: Airbnb, Uber и др. Ему начали звонить венчурные инвесторы, потому что все их клиенты говорили, что Braintree обслуживает все их платежные операции. Онлайн-стартапам непросто найти такого оператора.
«Когда я только начинал бизнес, на каждого нового клиента нам приходилось составлять целую презентацию для нашего обработчика карт, чтобы убедить его, что этому клиенту можно доверять, что это нормальный, честный продавец».
И это подводит нас к следующему правилу.
Правило №7: сервис для клиентов. Вы можете относиться к каждому клиенту, новому или старому, как к реальному человеку. «Мы интуитивно понимали, что нам не нравится в обслуживании в других компаниях: вас гоняют по цепочке через роботов-операторов, медленно дают ответы, плохо решают проблемы и т.д. Поэтому мы устроили так, чтобы между обращением клиента и реальным решением его проблемы возникало как можно меньше трения и препятствий», — рассказывает Брайан. Когда у вас маленькая компания, нет никакого оправдания плохому качеству обслуживания. Ваши лучшие новые клиенты – это ваши старые клиенты, и лучший способ произвести впечатление на ваших старых клиентов – обеспечить им быструю помощь в момент обращения. Обслуживание – самый надежный способ зацепить их и продавать им свои услуги и дальше.
Ко второму году Брайан зарабатывал уже миллион в год и каждый год удваивал эту сумму. Компания нанимала и нанимала новых людей.
В 2011 году, после четырех лет в бизнесе, Braintree привлекла первые венчурные инвестиции — $34 млн. И теперь, по данным CrunchBase, они обрабатывают на $8 млрд в год транзакций по кредитным картам.
Неплохо для человека, который уволился с работы и просто хотел заработать себе на жизнь.