Марк Састер: Чему новые предприниматели могут научиться у вьетнамца, торгующего соусом?
Будущее Лидерство Свой бизнесПредприниматель, партнер венчурного фонда GRP Partners и популярный блогер Марк Састер много пишет о стартапах и предпринимательстве и дает массу полезных советов.
Утром я читал соцсети и набрел на статью, которую Кристин Цай запостила в Facebook. Статья была о создателе соуса Sriracha – Дэвиде Тране, семье которого пришлось бежать из Вьетнама, когда коммунисты захватили там власть.
Я сам сын иммигранта и жадно набрасываюсь на такие истории. Переехать в США, не имея ничего, кроме желания много работать и амбиций. Иметь твердые ценности. И хотеть построить что-то для нового поколения.
Именно поэтому иммигранты начинают так много успешных бизнесов в Америке, и именно поэтому мы должны привечать их. Им нечего терять. Они приносят новые идеи, новую культуру, новую бизнес-практику. Но прежде всего они хотят быть американцами. Только этого всегда и хотел мой отец. Даже когда он сам придерживался своих национальных традиций и культуры.
Я увлекся острыми соусами несколько лет назад. Когда я рос, мне никогда не нравилась еда со специями, но пожив почти десять лет в Британии, где вокруг все время было полно отличной индийской еды, я выработал к ней вкус.
Я переехал назад в Штаты, в Лос-Анджелес, где приобщился к соусам в лучших мексиканских ресторанах. Просто обожаю это дело. Я начал все больше и больше обращать внимания на острые соусы, и вот как-то раз я заметил эту смешную бутылку со странным названием, которое я не мог выговорить, и знакомой зеленой крышкой. Sriracha.
Откуда она? Что это значит? На каком это языке? Этот соус был, кажется, во всех этнических ресторанах.
Название компании звучало по-китайски: Huy Fong Foods. Неужели это еще один китайский продукт?
Нет, оказывается, это семейный бизнес, основанный беженцем из Вьетнама, и получивший свое название от небольшой деревушки в Таиланде. Дэвид Тран был так благодарен людям, которые помогли ему выбраться из Вьетнама, что назвал свою компанию в честь тайского корабля, вывезшего его из страны.
Тран переехал в Лос-Анджелес и открыл в Чайнатауне бизнес, руководствуясь своими собственными нуждами. Он заметил, что в Америке нет хороших острых соусов. Он стал готовить соус сам и развозить его клиентам в своем микроавтобусе.
Но у него не было цели заработать миллиард долларов. Им не двигала жажда быстро разбогатеть. Им двигало желание предложить хороший продукт. Чему может новое поколение предпринимателей научиться у него?
Когда я решаю вложиться в ту или иную компанию, я ищу что-то подобное.
«Моя американская мечта была не в том, чтобы стать миллиардером, — сказал Тран. – Мы открыли бизнес, потому что нам нравится свежий, острый соус чили».
И он построил прекрасный бизнес буквально с нуля. Он продает соуса на 60 млн долларов в год и остается владельцем компании. Мог бы он расти быстрее, если бы привлек деньги инвесторов? Или если бы продал долю большой компании? Конечно.
Но не в этом была его амбиция.
Вам точно понравятся его слова: «Эта компания – она как моя любимая, как родная. Зачем мне делить мою любимую с кем-то еще?»
Многие ли из вас могут так сказать?
Тран не хотел никаких компромиссов, он не хотел поступаться качеством продукта – а он вынужден был бы это сделать, если бы ему пришлось быстро расширяться. Он хотел, чтобы цены оставались низкими (похоже, он за 30 лет ни разу не поднял свою оптовую цену).
Чему меня научила эта статья, что меня в ней тронуло? Какие уроки можно вывести из истории вьетнамского беженца, торгующего соусом? Выходит, очень серьезные…
1. Сильная страсть к продукту. Когда поставщики упаковки пытались уговорить Трана сделать соус не таким острым или более сладким, чтобы он казался более привычным для американских потребителей, Тран отказался. «Острый соус должен быть острым. Не нравится такой острый – кладите его меньше, — сказал он. – Мы тут не майонез выпускаем».
2. Никаких компромиссов по качеству. Тран готовит соус в тот же день, когда перцы собирают с грядки.
3. У него есть принципы, по которым он строит компанию.
4. Все внимание к потребителю и к созданию ценности. «Мы просто делаем то, что умеем, и стараемся держать низкую цену. Если наш продукт все так же нравится потребителям, значит, мы будем и дальше расти», — так отреагировал Тран на тот факт, что некоторые компании крадут у него бренд. Он не может запатентовать название Sriracha, так как это географическое название. И кстати, он не потратил ни доллара на рекламу.
5. Дайте что-то примечательное. Чем вы запомнитесь клиентам? Учитывая, что бренд Sriracha размывается, как бизнес будет расти дальше? За счет особенного дизайна упаковки. Эта эмблема с безумным петухом. Все эти непонятные слова на других языках на бутылке – это загадка! И зеленые крышки.
Но должен сказать, что несмотря на все это, я продолжал думать, можно ли превратить этот соус в глобальный продукт с помощью современных бизнес-практик. Брендинг – это важно. Естественный маркетинг методом сарафанного радио до сих пор работал, но станет ли соус международным продуктом? Я задумываюсь над тем, активно ли компания занимается цифровой дистрибуцией. Я думаю – не могут ли они запатентовать какое-то другое название, чтобы защитить свой бренд?
Надеюсь, у Транов следующего поколения будут свои соображения по этим и другим вопросам. Было бы здорово, если бы эта компания продолжала преуспевать и дальше.
Оригинал поста — www.bothsidesofthetable.com/2013/04/21/my-favorite-entrepreneur-story-in-a-long-time/