Главный навык лидера: опыт Стива Джобса и Бенджамина Франклина
Как лидеры оставляют свое место в истории? Известный журналист Уолтер Айзексон исследует опыт бывшего главы Apple и одного из отцов-основателей США
ЛидерствоУолтер Айзексон, в прошлом главный редактор журнала Time и CEO компании CNN, хорошо известен как биограф многих лидеров — Стива Джобса, Бенджамина Франклина, Альберта Эйнштейна, Генри Киссинджера и других. На выступлении в Уортонской школе бизнеса Айзексон рассказал о двух знаменитых личностях, между которыми, на первый взгляд, совсем мало общего – Стиве Джобсе и Бенджамине Франклине. Какие уроки лидерства можно подчерпнуть из их опыта?
Бенджамин Франклин: собирать людей за столом
Любой американский бизнес-лидер, практикующий коллективное или совместное лидерство, находится в огромном долгу перед Франклином, полагает Айзексон. «Франклин действительно помог изобрести лидерство, основное на сотрудничестве и командой работе».
Айзексон подчеркнул, что над составлением Декларации о независимости и Конституции США работали разные люди, которых можно рассматривать в качестве управленческой команды Франклина.
Напомнив о «невыносимо жарком лете» 1787 года в Филадельфии, когда в Индепенденс-холле идея Конституции США, как казалось, «пойдет прахом», Айзексон отметил, что Франклин, которому на тот момент был 81 год, выступил с речью, которая, по мнению биографа, стала одной из лучших лидерских речей в истории.
«Он сказал: «Когда мы были молодыми торговцами здесь, в Филадельфии, и у нас был стык древесины, который не держался, мы срезали немного с одной стороны, затем — с другой, пока стык не становился крепким на века. Так и мы, здесь, на этом собрании должны объединиться и каждый – со своими требованиями».
Заявление Франклина, по словам Айзексона, было о том, что «люди, готовые к компромиссам, не становятся великими героями, но они создают великие демократии». Один из главных компромиссов, в создании которого принял участие Франклин, помог урегулировать ожесточенную борьбу за контроль между крупными и небольшими штатами. Благодаря этому решению в США появился двухпалатный парламент: Палата представителей, в которой каждый штат представлен пропорционально численности населения, и Сенат, где каждый штат получает по два места, независимо от численности населения.
Айзексон отметил, что на двери каждого учреждения, созданного Франклином в Филадельфии, будь то школа, больница или библиотека, была надпись: «Добро, которое мы можем сделать вместе, превосходит то, которое может сделать каждый отдельно».
«Этот дух сотрудничества – даже более, чем прямота Вашингтона в том кресле, — помог задать тон для инновационного лидерства, которое я увидел во всем, что написал о лидерстве в США и где-либо еще».
Стив Джобс: коллективный лидер?
Стива Джобса часто описывают в резких выражениях, как негативных, так и позитивных: маньяк контроля, придурок, жестокий, дерзкий, нарциссический, энергичный, гений, один из величайших бизнесменов нашего времени. Однако слова «коллективный» или «совместный» редко используются.
«Стив не был тем, кто известен, как коллективный лидер, — отметил Айзексон. Если вы читаете о нем, вы увидите, что он был сильным и жестким, и часто – недобрым».
Но, как и Бенджамин Франклин, Стив Джобс обладал способностью вести и вдохновлять отличную команду, подчеркнул Айзексон. Он ценил команду больше всего остального. «Когда он умирал… в 2011 году, и я был там, я в какой-то момент задал ему вопрос, как руководителю компании, созданной им совместно с несколькими друзьями… в гараже, и ставшей самой дорогой компанией в мире: «Каким продуктом, каким изобретением ты гордишься больше всего?». Айзексон ожидал, что Джобс назовет Mac, iPhone или iPad.
Однако Джобс ответил: «Вот, что я пытаюсь тебе сказать. Создавать продукты сложно, но что по-настоящему сложно, так это создать отличную команду, которая продолжить делать великие продукты». Джобс назвал создание команды — лучшим, что он когда-либо сделал в качестве лидера и инноватора.
«Так или иначе, он порождал верность», — говорит Айзексон. «Он говорил людям, что они сделали что-то не очень хорошо, был очень жестким с ними, но у него было вдохновляющее видение. Он был способен собрать крепкую команду, которая пройдет с ним сквозь стены».
Айзексон поделился забавной историей о том, как команда Apple работала на созданием первого компьютера Macintosh. Джобс, хотя и восхитился красивым дизайном нового устройства, назвал «уродливой» печатную плату, и сказал, что чипы неправильно установлены. Инженеры ответили: «Что же, Стив, они находятся в запечатанном корпусе. Никто этого не увидит, никтого этого никогда не узнает».
После чего Джобс собрал группу из примерно 25 инженеров на заднем дворе дома, в котором он вырос, расположенного почти в 20 км от Купертино, Калифорнии, чтобы показать им забор, который он помог построить своему отцу в восемь лет. По словам Джобса, его отец настоял, чтобы внутренняя часть забора была такая же привлекательная, как и внешняя. Когда Стив поинтересовался, зачем так делать, ведь ее все равно никто не увидит и не узнает об этом, отец сказал: «Да, но ты будешь знать».
Apple задержала поставки компьютеров Mac на восемь недель, пока инженеры делали «красивой» печатную плату. Джобс затем попросил их поставить свои подписи на белой доске, чтобы их отпечатали внутри устройства. Он, предположительно, сказал им: «Теперь у вас есть страсть настоящей команды истинных художников».
«Оставайся голодным, оставайся безрассудным» — но как долго?
История лидерства Стива Джобса также глубоко затрагивает вопрос о сохранении энергии и сосредоточенности стартапа при расширении бизнеса. Последнее обычно включает в себя сотрудничество и компромисс — то, что, согласно Айзексону, было огромной сложностью для Джобса на протяжении многих лет.
Биограф рассказал, как Джобс берег помещенную в рамку заднюю обложку журнала «Каталог всей Земли» с надписью: «Оставайся голодным, оставайся безрассудным». Для Айзексона это было выражением его стартап-ментальности: «Выйти из этой ямы, когда становится слишком комфортно». В том же духе он в первую очередь заботился о продуктах, чем о прибыли: «Стив говорил, что если уделять внимание преимущественно прибыли, то начнешь срезать углы. Ты сэкономишь немного тут и там… Но если ты хочешь сделать поистине великий продукт, то прибыль последует сама».
Одним из таких примеров Айзексон считает выпуск компьютера iMac в 1998. Некоторые, как и Айзексон, могут помнить его, как «нечто, чем бы пользовался Джордж Джетсон (герой мультсериала «Джетсоны» — прим.ред.): полупрозрачный голубой корпус». Его дизайн разработал Джони Айв, сейчас – главный директор по дизайну компании Apple.
Айзексон отметил, что это был настольный компьютер, не предназначенный для переноски, однако сверху у него была ручка. Зачем? Инженеры Apple жаловались, что это значительно повысит стоимость устройства.
«[Джобс сказал] Нет, если у вас есть ручка, компьютер выглядит дружелюбно. Люди боятся компьютеров. Это всего лишь знак: «Я к вашим услугим, можете меня трогать». Таким образом, моя мама не будет бояться взять компьютер… если люди просто увидят эту красивую ручку с выемкой».
Это был хит, отметил Айзексон. Согласно его книге о Джобсе, в первый год было продано 800 тыс. устройств, что сделало компьютер самым продаваемым за всю историю Apple. Примечательно, что 32% продаж пришлись на тех, кто покупал компьютер впервые.
Конечно, в итоге нежелание идти на компромисс привело Джобса к неприятностям. «Его отвергают за сохранение такого настроя», — выразил мнение Айзексон. «[Джон Скалли, на тот момент CEO Apple] и правление выгнали его в 1985 году, потому что в нем слишком много этой стартап-ментальности. Он не идет на компромисс вроде: «Ладно, нам нужны эти доллары на маркетинг, давайте заберем их из производства». Он хочет свое собственное предприятие по производству и иметь конечный контроль над продуктом».
Но спустя десять лет его вернули в компанию. «Это – драма Шекспира», — отметил Айзексон. «Apple нуждалась в нем, поскольку без него она превратилась в большую, старую, подобную IBM, вялую компанию». Джобс вернулся в качестве CEO, чтобы привести Apple к созданию таких культовых устройств, как iPod, iPhone и iPad.
«В конечном счете он научился управлять в стиле коллективного лидерства и иногда жертвовал ради Apple своим стартаперским настроем в пользу более устойчивой модели руководства», — отметил Айзексон.